Массовые методы

Массовые методы представляют собой различные виды информирования и консультирования товаропроизводителей с помощью средств массовой информации (СМИ), являющихся одним из важнейших инструментов в деятельности информационно-консультационной службы (рис 2.5).

Рис. 2.5. Массовые методы в работе информационно-консультационной службы

С помощью массовых методов в деятельности ИКС можно быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого количества людей. Массовые методы должны использоваться в тех целях, которым они в наибольшей степени отвечают, а именно:

• для распространения новых идей и повышения интереса товаропроизводителей к новшествам;

• для консультирования товаропроизводителей по вопросам, интересующим многих из них (если не всех);

• в целях предупреждения товаропроизводителей и работников специальных служб о возможных случаях распространения болезней, массовых появлениях вредителей, карантинных сорняках и т.п.;

• в случаях необходимости оказания помощи товаропроизводителям в чрезвычайных ситуациях;

• в целях организации обмена опытом между товаропроизводителями, работающими в данной местности и за ее пределами, и др.

При работе со средствами массовой информации как инструментами реализации массовых методов ИКС следует иметь в виду избирательное воздействие информации на товаропроизводителей.

Во-первых, избирательное воздействие проявляется в том, что СМИ не могут передавать всю имеющуюся в различных источниках информацию. Решение о том, какую информацию передавать по радио, телевидению или в газетах, принимают, как правило, редактор, владелец СМИ или правительственные органы. Сотрудники ИКС должны работать со СМИ так, чтобы в передачах или статьях освещались вопросы, отвечающие потребностям товаропроизводителей. Только в том случае, когда передаваемая информация будет удовлетворять потребности товаропроизводителей, помогать им в решении проблем, она будет востребована ими.

Во-вторых, "избирательность" информации заключается в том, что ни один человек не может читать или слушать все, что печатается или передается. Поэтому передаваемая информация должна отбираться очень строго. Информация "вообще" во многих случаях не вызывает интереса у отдельного товаропроизводителя. Основной подход к отбору информации должен заключаться в том, чтобы она вызывала у товаропроизводителей потребность читать, слушать или смотреть, побуждала их к обсуждению прочитанного или услышанного с окружающими, способствовала более энергичному использованию рекомендуемых перспективных приемов, методов, технологий, техники на практике.

Любое сообщение или публикация должны быть подготовлены таким образом, чтобы они правильно воспринимались слушателями. Поэтому информацию перед представлением широкой аудитории рекомендуется первоначально проверить па небольшой группе людей. Такая практика позволит увидеть, качественно ли подготовлена информация, вызывает ли она интерес, правильно ли воспринимается.

В-третьих, есть еще и "избирательность запоминания" отдельного человека, которая заключается в том, что никто не запоминает всего, что он когда-либо прочитал, услышал в передачах по радио или увидел по телевизору. Люди стараются не запоминать то, что расходится с их мнением. Обычно запоминаются сообщения, которые побуждают к обсуждению их со своими соседями, коллегами и т.п. Поэтому информация в СМИ по вопросам ИКС должна быть лаконичной, носить разъяснительный характер (лишняя информация в СМИ скоро забывается), излагаться понятным языком, кроме того, быть повторяющейся, чтобы ее можно было понять и запомнить, иметь четкую запоминающуюся структуру и быть согласованной с другими сообщениями ИКС. Важно, чтобы товаропроизводители находили в сообщениях, передаваемых с помощью СМИ, подтверждение рекомендациям работников ИКС. Эффективными массовыми методами в работе информационно-консультационной службы могут быть интервью с товаропроизводителями, обмен опытом работы и т.п.

Многочисленные исследования в области ИКС показывают, что для сельских товаропроизводителей массовые методы играют значительную роль с точки зрения создания осведомленности и принятия окончательного решения об использовании инноваций. Чаще всего именно через СМИ товаропроизводители получают первую информацию об инновациях.

Выбор конкретных массовых методов в деятельности ИКС необходимо осуществлять, учитывая положительные и отрицательные стороны использования различных СМИ, их экономичность в расчете на одного потребителя, возможность реализации отдельных замыслов, целевую группу потребителей информации и т.п.

Рассмотрим преимущества и недостатки СМИ как инструмента реализации массовых методов работы ИКС на примере периодической печати (табл. 2.1).

Надо заметить, что разные методы оказывают неодинаковое влияние на товаропроизводителей. Но каким бы ни был хорошим тот или иной отдельный метод, он не может заменить все остальные. Только применение всех методов в комплексе дает наилучшие результаты. Выставки, видеофильмы, буклеты, брошюры, средства наглядной агитации, Интернет – использование всех этих и других инструментов массовых методов может быть эффективным в деятельности ИКС.

Для того чтобы массовые методы вызывали интерес у товаропроизводителей, сотрудники ИКС, готовя то или иное сообщение, должны ставить перед собой следующие задачи:

• точно формулировать, какую цель преследует данная информация, какие интересные для товаропроизводителей проблемы поднимаются в ней;

Таблица 2.1

Достоинства и недостатки периодической печати как инструмента реализации массовых методов работы ИКС

Достоинства

Недостатки

Общегосударственная ежедневная печать

Помогает поднять авторитет ИКС

Слабое освещение технических вопросов, часто упрощенное изложение материала

Повышает уровень морального состояния персонала ИКС

Сообщение может быть не прочитано заинтересованными лицами

Большой охват аудитории

Региональная и районная пресса

Ориентированы на сельскохозяйственные проблемы в сельских регионах

Ориентированы на широкую читательскую аудиторию, недостаточно аграрной специфики

Восприимчивы к новостям и документальным материалам

Восприимчивы к продолжительному освещению

Относительно более низкая квалификация журналистов

Па местах активно поддерживают товаропроизводителей

Общегосударственная сельскохозяйственная пресса

Хорошее техническое ОГЛАВЛЕНИЕ

Материалов для публикации бывает очень много, и они имеют коммерческую ориентацию

Узкая специализация

Широкая целевая аудитория

Региональная сельскохозяйственная пресса

Статьи близки местным сельским товаропроизводителям

Материалы могут быть слишком упрощенными

Готовность вовлекать местных товаропроизводителей

• на каких людей направлена данная информация, каков уровень их образования, какие проблемы их интересуют, что знают они об этих проблемах.

Чтобы массовые методы в деятельности ИКС давали эффект, пользовались спросом и интересом у товаропроизводителей, представляемая информация должна отвечать следующим требованиям:

1) технические аспекты должны излагаться доступным языком, абстрактный язык и жаргон в сообщениях недопустимы;

2) сообщение должно быть структурировано, иметь ясную аргументацию, излагаемые в сообщении идеи должны быть логичными, главные и второстепенные части разграничены;

3) основные аспекты в сообщениях должны формулироваться кратко, аргументацию следует направлять на достижение главной задачи;

4) сообщение или информация должны быть изложены так, чтобы они вызывали стимул у товаропроизводителей прочитать их, прослушать, посмотреть.