Законодательное регулирование и порядок проведения общероссийского референдума

Референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

Вопросы, выносимые на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называются формулой референдума. Данные вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Будет принято то решение, которое собрало большее число голосов избирателей по сравнению с другими вариантами.

Формула референдума, как правило, не должна содержать вопросы чрезвычайного и безотлагательного характера (принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения); вопросы, требующие специальных знаний (принятия и изменения бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства); а также такие вопросы, ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов). Не выносятся на референдум кадровые вопросы (о формировании состава органов государственной власти и органов местного самоуправления или их персональном составе) и вопросы амнистии.

В референдуме принимают участие все граждане страны, обладающие активным избирательным правом.

Классификация референдумов проводится по различным основаниям.

1. По территориальному признаку референдумы подразделяются на общенациональный, региональный и местный. Вопросы, выносимые на региональный и местный референдумы, не могут выходить за рамки той компетенции, которая предоставлена конституцией.

2. В зависимости от содержания законопроекта выделяют конституционный и обыкновенный референдум. На конституционный референдум выносятся вопросы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее поправок. На обыкновенном референдуме решаются иные вопросы, не имеющие конституционного значения.

3. Референдумы могут быть обязательными и факультативными. В первом случае Конституция РФ устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума. Во втором случае на референдуме решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно, и решение может быть принято другим путем.

4. По характеру выносимого решения референдумы делятся на императивные (при которых вопрос считается принятым окончательно) и консультативные (при которых путем голосования выявляется мнение избирателей либо учитываемое либо не учитываемое парламентом, например при принятии закона); на утверждающие (при которых утверждается решение органа власти) и отвергающие (при которых отменяется ранее принятое решение органа власти).

Различные виды референдумов часто переплетаются: один и тот же референдум может быть одновременно местным, факультативным и утверждающим.

В России институт референдума хотя и был известен по Конституции РСФСР 1978 г., однако стал применяться недавно. Первый общероссийский референдум был проведен 17 марта 1991 г. Формула референдума содержала два вопроса: о сохранении СССР и о введении поста президента в России. На оба этих вопроса большинство россиян ответило положительно. Вторым общероссийским референдумом стал проведенный 25 апреля 1993 г. референдум о доверии президенту и парламенту. И, наконец, 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой конституции.

Вначале, после принятия Конституции РФ, порядок проведения общероссийских референдумов регулировался Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". Данный Закон утратил силу в связи принятием Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", в соответствии с которым "референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, но вопросам государственного значения".

В общероссийском референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет на день проведения референдума. Не имеют права участвовать в референдуме недееспособные граждане, признанные таковыми в судебном порядке; а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с действующим законом на всероссийский референдум выносятся следующие акты:

– проект новой Конституции РФ по решению Конституционного Собрания;

– проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение которого предусмотрено международными договором РФ;

– вопросы государственного значения, относящиеся к ведению России и к совместному ведению.

Законом на всероссийский референдум запрещается вынесение следующих вопросов:

1) изменения статуса субъектов РФ;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федераций, Госдумы, а также о проведении досрочных выборов либо о перенесении срока таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов или должностных лиц, образованных в соответствии с международным договором;

6) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ.

Инициатива проведения референдума может исходить от:

– не менее чем 2 млн граждан России при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них;

– Конституционного Собрания, предлагающего принять новую конституцию;

– федерального органа государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором и Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации".

Назначает проведение всероссийского референдума Президент РФ. В течение 10 дней со дня получения необходимых документов от Центральной избирательной комиссии РФ он направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ данной инициативы. При положительном решении Конституционного Суда РФ Президент РФ в течение 15 дней назначает дату референдума в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. При этом не допускается совмещение даты референдума с федеральными выборами. Организуют проведение референдума специально создаваемые комиссии.

Референдум не проводится в период военного и чрезвычайного положения и по истечении трех месяцев со дня их отмены, а также в последний год полномочий президента, Госдумы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России (за исключением случаев принятия новой Конституции или акта, предусмотренного международным договором).

Общероссийский референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших в нем участие.

Данное решение является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории РФ. Если для реализации решения, принятого на общероссийском референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки данного правового акта.

Проведение повторного общероссийского референдума, т.е. референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на уже состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов.