Маркетинговые информационные системы в розничной торговле

Динамичное развитие розничной торговли приводит к усилению конкуренции между торговыми предприятиями. Это в свою очередь вынуждает предприятия повышать эффективность своей деятельности, что в немалой степени зависит от возможностей используемых программных продуктов по оперативной обработке больших объемов информации. Рост требований торговых предприятий стимулирует появление новых специализированных программных продуктов с расширенными возможностями.

С другой стороны, разработчики программного обеспечения регулярно предлагают торговым предприятиям все более совершенные продукты, обеспечивая эффективность управления многими бизнес-процессами в розничной торговле.

Сегодня торговые предприятия используют различные специализированные информационные решения, такие как "1C" ("Патерсон"), SAP Retail ("Копейка", "Эльдорадо"), Х5 Retail Group ("Перекресток"), Navision и др.

Взаимодействие офисных и торговых программ

Одна из важнейших проблем, которые необходимо решить при создании комплексной информационной системы в розничной торговле, — организация взаимодействия и обмена данными между аналитическим программным обеспечением головного офиса и программами, отвечающими за работу торговых точек, в том числе поддерживающих работу торгово-кассового оборудования. Между этими двумя частями информационной системы происходит движение значительных информационных потоков. Основной поток информации из магазинов — это данные о продажах товарных наименований с кассовых терминалов магазинов. Из центрального офиса в магазины поступает информация об ассортименте, ценах, специальных условиях продажи товара.

Сосредоточение в офисной части информационной системы алгоритмов централизованного управления ассортиментом товаров, ценообразования по единому для всей сети ассортименту, информация о промо- и рекламных акциях, а также других бизнес-процессах характерно для большинства крупных иностранных и российских сетевых розничных компаний. Вторая часть информационной системы, обеспечивающая работу отдельных торговых точек, призвана в первую очередь автоматизировать процессы заказа и приемки товара, проведение инвентаризаций и других децентрализованных бизнес-процессов.

Практика показала, что эффективно организованный обмен информацией между программами в магазинах и офисной частью информационной системы позволяет существенно снизить операционные издержки на уровне отдельных магазинов и компании в целом.

Стратегия адаптации бизнес-процессов и информационной системы

Принципиальным вопросом, с которым приходится сталкиваться торговым предприятиям в процессе совершенствования или внедрения новой информационной системы, зачастую становится выбор решения о том, в какой степени эффективнее адаптировать информационную систему к существующим отлаженным бизнес-процессам, а в какой — оптимизировать сами бизнес-процессы в соответствии с функциональными возможностями внедряемой информационной системы. В отличие от иностранных розничных сетей, например Auchan или Metro AG, в которых информационные системы изначально используются и совершенствуются вместе с корпоративными бизнес-процессами, для российских розничных сетей данный вопрос стал крайне актуальным.

Перестройка или оптимизация бизнес-процессов напрямую касается отлаженного механизма взаимодействия сотрудников и отдельных структурных подразделений компании, что на начальном этапе внедрения новой информационной системы может сказаться на эффективности их работы. Кроме того, затраты на совершенствование информационной системы, интегрированной с бизнес-процессами компании, в будущем напрямую зависят от принятых решений на стадии ее внедрения.

Самостоятельная поВперед модернизация информационной системы требует больших затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ крупного IT-подразделения в штате розничной компании, что могут позволить себе лишь лидеры розничного рынка. Для средних и малых розничных компаний более характерно использование информационных продуктов, обновляемых производителем. Таким образом, если для крупных розничных компаний уникальные информационные системы являются одним из основных конкурентных преимуществ, то для средних и малых розничных сетей конкурентным преимуществом могут выступать сами бизнес-процессы и технологии работы, базирующиеся на стандартизированных информационных решениях.