Лекция 23. МАНИХЕЙСТВО

В III в. в Персии сформировалась и быстро вышла на мировую арену религия, с самого начала претендовавшая на всеобъемлющий, универсальный характер, – манихейство, названное так по имени ее основателя Мани (216–277). Возникнув, по- видимому, как ответ на потребность в реформировании зороастризма в начале правления династии Сасанидов, манихейство превратилось в религию вполне самостоятельную и влиятельную, хотя почти за тысячелетнее свое существование оно так нигде и не стало государственной религией, кроме как в государстве уйгуров (765–840). Во многом благодаря миссионерской деятельности Мани, его учеников и позднейших последователей эта религия распространилась на обширной территории – от Северной Африки до Индии и Китая. Манихейство явилось как бы обобщением наследия восточных религий с давними дуалистическими традициями; одновременно оно вобрало идеи и образы западных религиозных и философских учений, возникших несколько раньше манихейства. Учение манихеев в течение веков оказывало влияние на духовную жизнь многих народов. В то же время против манихейства боролись официальные религии – сначала политеистическая религия Рима, затем монотеистические христианство и ислам, дуалистический зороастризм. Преследуемое на Западе, манихейство обосновалось в Центральной Азии. Идеи же этого учения, несмотря на то что манихейство как таковое перестало существовать в ХIII в., стали основой многочисленных средневековых ересей. В социальном плане опорой манихейства были беднейшее крестьянство, колоны и рабы, во главе же общин стояли образованные люди, способные донести до членов общин достаточно сложное учение.

Манихейское религиозно-философское учение – результат интеллектуального творчества необычайно талантливого человека, обладавшего богатым воображением, обширными познаниями в области религии, философии и природоведения, а также способностью систематизировать элементы культур разных народов. В его личности соединились поэт, философ, художник и музыкант. Мани родился в небольшом вавилонском селении в семье персов-зороастрийцев. Переселившись на юг Месопотамии, его отец Пати вступил в иудейско-христианскую секту элкасаитов – по имени ее основателя Элкасая (вторая половина II в.). С четырех лет здесь воспитывался и Мани. В довольно раннем возрасте (лет 12 или 13) он начал полемизировать с единоверцами, а в 24 года выступил перед ними с проповедью новой религии, но был избит пресвитерами. Вместе с отцом и двумя юношами, которые стали его первыми учениками, он покинул общину. В течение двух последующих лет Мани со своими учениками объездил несколько стран, проповедуя свое учение, видимо, главным образом в иудео- христианских общинах. В странствиях он обретал новых учеников; его ученики направлялись им с миссией в разные страны.

Вернувшись в Иран, он появился при дворе персидского шахиншаха Шапура I, перед которым выступил с проповедью. Проповедь властителю понравилась, и он разрешил Мани распространять новую веру, возможно, усматривая в ней основание для будущей имперской религии. После того как Шапур охладел к манихейству и его основателю (не без влияния зороастрийского жречества), Мани с учениками отправился в очередное странствие, основывая все новые общины. Его ученики проповедовали в Центральной Азии, в Римской империи, в Армении, сам он путешествовал по Парфии и другим регионам. В 273 г., после смерти Шапура, Мани появился при дворе его сына Ормизда, который отнесся к нему благосклонно. Вскоре Мани отправился в Ассирию и вернулся в Иран, где властителем был уже Бахрам I. Царь обвинил Мани в распространении ереси, сеющей зло, возможно, заподозрив его в симпатии к Риму, а также в искажение истинной веры. Под влиянием ортодоксальных зороастрийских жрецов он заключил его в тюрьму. Тайно проникшим в тюрьму ученикам Мани отдал последние распоряжения: назначил главу церкви (своего ученика Сисинния), 12 учителей и 72 епископов. Примерно через месяц, заключенный в колодки и цепи, Мани умер (по легенде, был казнен через распятие).

Сведения о Мани и его учении содержатся в антиманихейских сочинениях христианских богословов (Августина, Ефрема Сирина и др.), а также в работах арабских мыслителей (аль-Бируни, ан-Надима и др.). В начале XX в. в Восточном Туркестане (район Турфана) были найдены тысячи текстов – фрагментов из книг Мани и его последователей, написанных на восточных (среднеперсидском, согдийском, уйгурском и т.д.) языках и относящихся главным образом к VIII в. В 1928 г. в Каире была найдена книга

"Кефалайя" ("Главы"), написанная на коптском языке примерно через столетие после смерти Мани, – первая из дошедших до нашего времени в более или менее полном виде манихейских книг (книга издана на русском языке с обширными комментариями Е. Б. Смагиной в 1995 г.). В начале 1930-х гг. в других местах были найдены рукописи манихейских книг на латинском и китайском языках. Согласно источникам, манихейский канон создан самим основателем новой религии. Он состоял из семи книг религиозноэтического содержания, написанных на арамейском языке. От них сохранились фрагменты и названия. Это "Живое Евангелие", "Сокровище жизни", "Прагматия", "Книга таинств", "Книга гигантов", "Послания" и "Псалмы". В основной канон не вошли еще несколько чтимых манихеями книг Мани, прежде всего "Шапуракет" на среднеперсидском языке, написанная в свое время для Шапура I, в ней излагались основы манихейской религии и некоторые автобиографические сведения. Известно, что Мани, славившийся и как прекрасный художник, написал еще книгу "Образ", которая была снабжена его рисунками, иллюстрировавшими отдельные положения учения. В "Кефалайе" некий "Слушатель" говорит "Апостолу": "...ты запечатлел все, что было, и есть, и грядет, в великом “Образе”".[1] Кроме того, была книга "Молитвы" – собрание молитв, предназначенных для воспитания членов общин.