Мандатная система.

Мандаты Лиги Наций делились на категории "А", "В" и "С":

• К классу "А" были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Оттоманской империи.

• Мандаты класса "В", применяемые к бывшим германским колониям в Центральной Африке, передавали эти территории поднепосредствеииое управление мандатария, при соблюдении ряда условий (равенство прав торговли для всех членов Лиги Наций, запрещение работорговли и торговли оружием и др.).

• Мандаты класса "С", применяемые к Юго-Западной Африке и островам Тихого океана, представляли собой ничем не ограниченную аннексию с прямым указанием, что эти территории будут управляться по законам мандатария, в качестве составной части его территории. Мандат класса "С" позволял мандатарию управлять подмандатной территорией по своим национальным законам и не допускать на подмандатную территорию иностранный капитал.

Великобритания получала мандаты на Палестину, Месопотамию, Танганьику)', часть Того и Камеруна.

Франция — на Сирию, Ливан, часть Того и Камеруна.

Бельгия — на Руанду-Бурунди.

Япония на Маршалловы, Каролинские и Марианские острова.

Южно-Африканский Союз (ЮАС) — на бывшую Германскую Юго- Западную Африку.

Австралия — на остров Науру, бывшую германскую часть острова Новая Гвинея и германские островные владения к югу от экватора.

Новая Зеландия на архипелаг Западное Самоа.

Лига Наций. Статут (устав) Лиги Наций был включен в Версальский договор. Главными органами Лиги были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Все решения принимались консенсусом.

Статут Лиги Наций содержал прогрессивные положения, которые были призваны содействовать укреплению мира, развитию международного сотрудничества и предотвращению новой большой войны:

• Статья 8 статута содержала положения о разоружении "до возможно низкого уровня". Совет должен был сформулировать планы разоружения, исходя из "национальной безопасности и международных обязательств".

• В ст. 10 говорилось о недопущении агрессии, уважении территориальной целостности и существующей политической независимости членов Лиги.

• Статья 11 предусматривала обсуждение в Лиге Наций любого военного конфликта или угрозы войны.

• В соответствии со ст. 12—14 все спорные вопросы должны были передаваться на международный третейский суд или на рассмотрение Совета Лиги.

• Наконец, в соответствии со ст. 16 война против одного из членов Лиги рассматривалась как война против всех. Все государства должны были в этом случае прекратить всякое сношение с агрессором. Согласно той же статье, Совет имел право давать правительствам заинтересованных государств принимать решения относительно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги Наций.

Нельзя не отметить прогрессивный характер этих международно-правовых новелл (дополнений к существующим законам). Создание Лиги Наций стало мощной заявкой на формирование новой, стабильной и устойчивой послевоенной, системы международных отношений. Однако, как показал дальнейший ход событий, структура Лиги оказалась недостаточно приспособленной к кризисам XX в. Она продемонстрировала неадекватность международным процессам, как только международное сообщество столкнулось па рубеже 1920—1930-х гг. с зарождением очагов агрессии в Азии и в Европе.