Лекция 5. МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• каким основным требованиям отвечает малое инновационное предпринимательство;

• в чем состоит инновационная направленность малого бизнеса в зарубежных странах;

• какова роль малого инновационного предпринимательства в модернизации экономики России;

уметь

определить роль малого инновационного предпринимательства в модернизации экономики России;

• подобрать необходимые документы для открытия малого инновационного предприятия;

• создать новое франчайзинговое инновационное малое предприятие;

владеть

умением выбрать организационно-правовую форму для своего малого инновационного предприятия;

• умением встроить свое малое инновационное предприятие в решение практической задачи модернизации экономики России.

Сущность малого инновационного предпринимательства

Малое предпринимательство является инновационным по ряду характеристик:

• малые предприятия (МП) обладают высокой мобильностью, большой гибкостью и адаптивностью;

• на М П существует узкая специализация творческого поиска;

• МП больше нацелены на конкретный результат, риск, что неприемлемо для крупных организаций;

• на МП относительно низкие издержки производства, в первую очередь за счет управленческих расходов;

• наблюдается высокая работоспособность работников и "железная" дисциплина;

• МП обладают знаниями текущих потребностей рынка и умением предугадывать будущие потребности последнего;

• стремление МП всегда быть лучше конкурентов.

Для выбора, освоения и реализации нововведений необходим тесный контакт с потенциальными и реальными потребителями продукции или услуг. Необходимо оперативно адаптироваться к рынку, учитывать новые потребности покупателей. Все это могут осуществить МП. Крупные фирмы вследствие своей неповоротливости, инертности не могут быстро адаптироваться к экономической ситуации.

Профессор В. А. Рубе приводит несколько причин успехов малого инновационного бизнеса.

1. Личность предпринимателя почти всегда на первом месте. Именно от него зависят появление идеи и ее осуществление. Новатора наделяют следующими чертами: настойчивость и упорство, граничащее с одержимостью; оригинальность мышления и незаурядность личности; свобода и отсутствие бюрократических препятствий. Все эти черты отличают независимого предпринимателя, руководителя малого предприятия от коллег, работающих в крупных фирмах.

2. Сам новатор-предприниматель возглавляет свое предприятие, и если он рискует, то уверен в успехе. В крупных фирмах, как правило, интересы изобретателя, новатора и руководителя, менеджера не совпадают. Изобретатель, новатор стремится внедрить свое новшество, свое изобретение любой ценой, а руководитель, менеджер требует быстрого успеха и отвергает проекты, не дающие быстрого эффекта.

3. Малые фирмы главным образом специализируются на разработке небольшого круга новых технических идей, что дает экономию средств; крупные фирмы, как правило, разрабатывают одновременно десятки и даже сотни проектов, распыляя свои средства и усилия.

4. Малые фирмы ведут разработку проектов на начальных этапах, когда еще не требуется значительных финансовых, материальных, кадровых и организационных затрат.

5. Наконец, малые фирмы больше, чем крупные, заинтересованы в инновациях. Малые фирмы ничем не рискуют, у них нет освоенных рынков, им надо завоевывать свой сегмент на рынке.

На счет МП можно отнести многие новые идеи. В их числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников, посудомоечных машин, пылесосов. МП или отдельные лица создали персональный компьютер, бритвенное лезвие из нержавеющей стали, транзисторный радиоприемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель, моментальную фотографию. Их изобретательность дала нам вертолет, рулевой привод с усилителем, автоматическую коробку передач, кондиционер, шариковую ручку и многое, многое другое. Деятельность малого бизнеса инициирует также инновационную деятельность.

Главное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств. Характерна легкость, с которой вводят новшества многие небольшие компании. Они разрабатывают новые изделия, процессы и услуги со скоростью и эффективностью, не доступной крупным компаниям. В небольшой фирме, как правило, хорошо налажены коммуникации. Сотрудники постоянно находятся в контакте друг с другом, быстро приходят к общему мнению в оценке трудностей. Они должны менять характер работы или дублировать друг друга, чтобы избавиться от критических узких мест. Часто один и тот же человек выполняет многочисленные функции. Пересечение обязанностей помогает преодолению организационных барьеров, препятствующих инновационным процессам. Руководство малых компаний, как правило, терпимее относится к неудачам в работе своих сотрудников, понимая, что создавать повое нелегко. Успешно действующие компании предоставляют своим сотрудникам оплачиваемое время для проведения поисковых работ по рисковым проектам.

Джефри Дж. Фокс в книге "Как делать большие деньги в малом бизнесе..." в числе путей поиска новых идей для малого бизнеса приводит следующие:

"...3. Присмотритесь к компании, в которой вы работаете, может быть, стоит заняться тем, что не делает ваша компания? Нет ли рынка, который ваша компания могла бы обслуживать, но который остается неохваченным?

4. Изучайте идеи, которые были отвергнуты или не реализованы вашей компанией. Часто они весьма перспективны для малого бизнеса.

5. Читайте журналы по франчайзингу. Купите или создайте компанию в стремительно развивающейся отрасли, например откройте тренажерный зал для женщин за тридцать. Возможностей для франчайзинга очень много.

...7. По мере того, как люди стареют, им требуется все больше разнообразных услуг в сфере здравоохранения.

8. Смотрите телепередачи, где рассказывают о разнообразных навыках и умениях, о ремонте, садоводстве, отделке интерьеров. Это позволит вам быть в курсе современных тенденций и популярных идей. Существует ли компания, которая обеспечивает потребителей гаражами? Есть ли компания, которая поставляет планы посадок садовых цветов и кустарников через Интернет? Есть ли компания, которая управляет личными делами занятых людей, если оба супруга работают, постоянно находятся в разъездах, имеют несколько домов или ведут иной образ жизни, который требует планирования и организации?

9. На компании, выставленные на продажу, вас могут вывести аудиторы, адвокаты, кредитные менеджеры, профессиональные брокеры и объявления. Купите такую компанию.

...11. Оцените этот бизнес со следующей точки зрения: можете ли вы организовать подобное дело чуть раньше? Вспомните, что привлекло ваше внимание во время одной из недавних поездок: существует ли подобный бизнес там, где вы живете, и есть ли в нем потребность?

12. Попробуйте реализовать одну из своих давних задумок, ту, о которой вы рассказывали людям годами. Осуществите ваш школьный проект, где предлагалась идея нового бизнеса".

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой – будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом. Развитие малого предпринимательства в сфере научных исследований и производственных разработок открывает широкое поле деятельности для наших ученых, инженеров.

Вместе с тем еще очень невелик удельный вес МП России, осуществляющих технологические инновации в общем числе таких предприятий. В добывающих, обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2007 г. этот показатель составил лишь 4,3%. Еще ниже удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг – по указанным выше отраслям в том же 2007 г. составил лишь 2,0%. По данным за 2009 г. эти показатели составили по обрабатывающим производствам – 4,3 и 1,5% соответственно.

Вместе с тем удельный вес малых предприятий в науке и научном обслуживании составляет небольшую величину и, к сожалению, имеет тенденцию к снижению. Так, за период с 1996 по 2004 г. этот показатель снизился с 5,5 до 2,2%. В последующие годы подобная классификация из статистических ежегодников была устранена, и определить эту величину невозможно. Новая классификация предусматривает определение инновационной деятельности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Между тем в развитых странах Западной Европы, США и Японии наблюдается достаточно активная инновационная деятельность предприятий.

Так, в США примерно половину работ исследовательского характера в проектах, где главный подрядчик – крупная компания, выполняют мелкие и средние фирмы – субподрядчики. При этом привлечение малого бизнеса как соисполнителя-субподрядчика к осуществлению крупномасштабных проектов повышает качество этих проектов, способствует удешевлению и ускорению их выполнения.