Законодательная база функционирования общественных объединений в России

Законодательная база функционирования общественных объединений формируется на основе международных и российских документов, провозглашающих и гарантирующих свободу создания и деятельности общественных объединений. Так, по Международному пакту о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу в 1953 г.) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.) никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию.

Пример из практики. В частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксировано, что пользование правом на свободу ассоциаций не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения при этом признается политическая партия. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Существование и функционирование общественных объединений в России регулируются российским законодательством, также базирующимся на международно признанных нормах. В Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, установлено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом.

Пример из практики. Прежде всего, право на объединение гарантировано Конституцией РФ. В ст. 30 говорится: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем". Таким образом, гражданам гарантирована беспрепятственная возможность объединяться по интересам и целям.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Свобода деятельности общественных объединений заключается в том, что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы, управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных объединений.

Граждане имеют право создавать но своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Иными словами, государство не вмешивается в деятельность общественных объединений за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством. При этом иод вмешательством следует понимать выход за пределы права, попытку оказания давления на внутренние механизмы управления, препятствование в осуществлении законных функций. Общественные объединения не получают заданий, указаний от государственных органов по поводу проведения каких-либо государственных или политических мероприятий. Однако государство может обратиться к общественным объединениям с просьбой о помощи в решении каких-либо неотложных проблем. Общественные объединения могут оказать такую помощь либо отказаться от ее осуществления.

В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях"[1] от 1995 г., вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, допускается, в частности, в следующих случаях:

• охрана основ конституционного строя;

• защита прав и законных интересов других участников правоотношений от незаконных посягательств;

• общий надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации;

• контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям;

• контроль за уплатой налогов и других норм, стандартов, установленных законодательством.

По закону, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.06.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб" (в ред. Федеральный закон от 02.02.2006 № 19-ФЗ). Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Безусловно важным является определение статьи о том, что па работников аппарата общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и законодательство РФ о социальном страховании.

Наиболее массовыми общественными объединениями являются профессиональные союзы, в которых состоит большинство населения страны. Во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально-экономической, культурной и иных областях. Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом. Специфическая деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией, регулируются Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 1996 г.

Пример из практики. В законодательстве предусматриваются и меры против злоупотреблений правом на объединение. Так, ст. 13 Федерального закона "Об общественных объединениях", в частности, гласит: "Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Кроме того, в ходе своей повседневной работы общественные организации обязаны руководствоваться законами РФ, регулирующими тот или иной конкретный род деятельности.