Законность и правопорядок как важнейшие характеристики современного общества

ОГЛАВЛЕНИЕ права, как уже было показано в предыдущем разделе, в большей степени зависит от усилий государственных чиновников, чем от деятельности рядовых граждан. В первую очередь государство должно быть заинтересовано в том, чтобы общество поверило в его благие намерения при создании права и в легитимное основание его власти.

Разумный "эгоизм" государственной власти, ее "инстинкт самосохранения" или иные более или менее возвышенные мотивы могут привести к тому, что органы государственной власти и лица, находящиеся на государственной службе, сами начинают следовать тем требованиям, которые предъявляет к ним право. С одной стороны, государственный аппарат, организуя такую ситуацию, подает достойный пример следования праву обществу в целом и отдельным лицам. С другой стороны, общество приобретает те особые свойства, о которых уже было упомянуто.

Законность – это точное соблюдение и исполнение правовых норм, закрепленных в законах и иных нормативных актах, существующее в качестве устойчивой общественной практики.

Учитывая изложенное, можно выделить два аспекта понимания законности:

1) законность – это принцип деятельности всех органов государства и должностных лиц в правовом демократическом государстве;

2) законность – это особая характеристика состояния общества, в котором следование требованиям права стало устойчивой социальной практикой для различных социальных групп и слоев.

Принято выделять следующие основные черты законности:

верховенство закона (означает, что он занимает верховное положение в иерархии нормативных правовых актов и все подзаконные акты должны соответствовать закону);

единство закона (закон применяется повсюду одинаково, независимо от местных особенностей);

равенство всех перед законом (всесубъекты, независимоотрасы, языка, национальности и социального статуса, находятся в одинаковом положении по отношению к правовым предписаниям);

неотвратимость юридической ответственности за совершенные правонарушения[1].

Правопорядок возникает как результат действия в обществе принципа законности. Правопорядок – это результат реализации правовых норм, который представлен системой урегулированных правом общественных отношений. Правопорядок показывает, в каком состоянии находится общество, испытавшее на себе действие правовых норм.

Соотношение законности и правопорядка выражается в том, что законность – это требуемое поведение, а правопорядок – достигнутый результат реализации права в соответствии с принципом законности.

Формами обеспечения законности и правопорядка являются контроль, надзор и обжалование незаконных действий органов и должностных лиц.

Контроль – это проверка деятельности органов и должностных лиц в целях подчинения их деятельности требованиям права. Он бывает государственным (например, парламентский) и общественным (например, контроль Общественной палаты РФ за деятельностью органов исполнительной власти).

Надзор отличается от контроля тем, что осуществляется в отношении неподчиненных органов и не связан с вмешательством в их оперативно-служебную деятельность. Надзор заключается в наблюдении за точным и неуклонным исполнением закона органами государства, местного самоуправлении, должностными лицами этих органов, общественными объединениями и гражданами.

Обжалование заключается в обращении граждан и их объединений к уполномоченным законом органам и должностным лицам в целях защиты своих прав от нарушений со стороны публичной власти. Жалобы могут направляться в вышестоящий орган публичной власти или в суд. Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц[2]. Обжалование может осуществляться в отношении незаконных актов и действий органов государственной власти (местного самоуправления) и их должностных лиц.