Логотерапия

Виктор Э. Франкл (1905—1997) — выдающийся австрийский психолог, психотерапевт, основатель экзистенциального психоанализа и логотерапии — философии жизни и формы психотерапевтической работы, центрированной на поиске и нахождении смысла. Логотерапия считается "третьим венским направлением психотерапии" после психоанализа (З. Фрейд) и индивидуальной психологии (А. Адлер).

Во время Второй мировой войны Э. Франкл был узником концлагеря, где стал свидетелем величайшей человеческой трагедии, потерял всех своих близких. В концлагере он сочинил работу, сохранив ее в своей памяти. Книга Франкла является мировым бестселлером с миллионными тиражами. Благодаря неутомимой интернациональной лекционной и писательской деятельности Франкла его идеи получили мировое признание.

Э. Франкл рассматривал терапию в духовном смысле. Логотерапия — это не только экзистенциальный анализ, т.е. анализ существования, бытия, но и терапия, базирующаяся на определенной философии жизни и активной терапевтической позиции. В основе исповедуемой ею философии жизни лежали три концептуальных допущения, признающие важность свободы воли, воли к смыслу и смысла жизни как необходимых звеньев единой цепи, в своей совокупности составляющие то, что представляет собой человек.

Согласно Франклу, сущность человека состоит в его включенности в мир смысла и ценностей и находится одновременно в полярном поле напряжения между бытием и долженствованием. Бегство же от этого напряжения есть невроз, ибо чем более снижено напряжение, тем меньший элемент свободы вносится в действия самим человеком и тем большее влияние приобретают биологические, психологические и социологические составляющие. Психолог подчеркивает, что, имея в своей душе идеальный образ, к которому человек невольно стремится, личность оказывается раздираема противоречиями: с одной стороны, она имеет ценностные ориентации, с другой — обусловлена бытием и долженствованием.

Жизнь на пределе человеческого существования обнажает всю глубину мира людей, раскрывает бездонные глубины человеческой души, весь сплав добра и зла. Страдания и горе, "распыленные" при обычном течении жизни и потому менее зримые, в ситуациях, приближающихся к пределу человеческих возможностей, спрессованы и сконцентрированы, и потому все то глупое, низкое и опасное для окружающих людей, что составляет основу инстинктов самосохранения человека, смело выходит на поверхность со зловещей обнаженностью. Однако даже в подобных ситуациях все зависит от находящегося в эпицентре коллизий судьбы человека. Именно в предельной ситуации, в горниле страданий и мучений обнаруживается его суть. Следует согласиться с выводом В. Франкла: человек есть свободное существо, ответственное, однако, перед самим собой и перед другими людьми; человек есть существо, постоянно при любых обстоятельствах делающее свой выбор, принимающее свое решение.

Первое концептуальное допущение относилось к пониманию свободы воли. С точки зрения Франкла, свойственная человеку свобода воли не является неким произволом. Как конечное существо индивид обладает свободой, ограниченной определенными пределами его жизни. По своей природе человек не свободен ни от биологических, ни от психологических, ни от социальных условий жизни. Он не может полностью освободиться от всего того, что привязывает его к различным сферам бытия. Но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к существующим условиям. Человек всегда обладает некоторой свободой, позволяющей ему принимать решения. Точно так же он свободен в изменении своего отношения к соответствующим условиям жизни, а также к самому себе.

Человек обладает такими характеристиками своего существования, которые свидетельствуют о его способности к самотранценденции и самодистанцированию. Он может выйти за пределы исключительно соматических или психических проявлений своего существования и вступить в новое ноэтическое (ноологическое) измерение, связанное с духовностью, смыслозначимостью жизни. Человек — не только психика, но и дух. Человеческое бытие ноэтично. Человек свободен и ответственен, что является основой его духовности. Свобода как субъективный аспект человеческого бытия немыслима без объективного его аспекта — ответственности. Словом, человек свободен быть ответственным за реализацию смысла его жизни. Логотерапия — воспитание ответственности.

Второе допущение — воля к смыслу. Не стремление к удовольствию — не воля к власти, а стремление найти смысл собственной жизни. Остальное вторично. Они выходят на передний план, когда у человека фрустрировано стремление к осуществлению смысла. В этом отношении воля к смыслу определяется Франклом как то, что подвергается в человеке фрустрации, когда он испытывает ощущение бессмысленности, пустоты, никчемности.

Логотерапия основывалась на признании стремления к смыслу в качестве базовой характеристики человека. Речь шла именно о стремлении к смыслу, а не о влечении к нему. Это не одно и то же. Если влечение толкает человека, то стремление к смыслу притягивает его. Из подобного различения между влечением и стремлением следует, что в реальной жизни человек не всегда в состоянии решить, хочет он или нет осуществлять свой смысл. Если ставится вопрос о необходимости осуществления смысла, то это предполагает, что человек принимает определенное решение.

Любая болезнь имеет свой смысл. Франкл исходит из того, что любой болезни действительно присущ определенный смысл. Но он считал, что только больной может придать смысл своей болезни при столкновении с нею как с судьбой. Именно больной человек может реализовать глубочайший смысл своей болезни, и это происходит тогда, когда человек не только сталкивается с возможной участью заболеть, но и вбирает в себя установку по отношению к этой участи. В каждой болезни есть свой смысл, но действительный смысл болезни заключается не в том, чем именно болеть, а в том, как болеть.

Смысловая ориентация — это то, что человек представляет собой изначально. В той мере, в какой он осуществляет смысл во внешнем мире, он реализует также и самого себя. Но ему свойственна и смысловая конфронтация, свидетельствующая о напряжении между бытием и смыслом. Постулируя эти концептуальные положения, В. Франкл считал, что напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человеке, поскольку второе не должно совпадать с первым. Смысл находится впереди бытия и задает ее темп, неотъемлемой частью душевного благополучия человека является не состояние покоя, к чему призывают сторонники гомеостаза, а порождаемая смыслом здоровая доля напряжения.

Напряжение между бытием и смыслом, реальностью и идеалом — это норма человеческого существования. Идеалы и ценности необходимы для его жизни. Быть человеком — значит находиться перед смыслом, который необходимо осуществить, и ценностями, которые нужно реализовать.

Третье концептуальное допущение — смысл жизни, который существует для каждого человека и который он может реализовать. Универсального смысла жизни нет. Имеются уникальные смыслы индивидуальных ситуаций и смыслы, относящиеся к состоянию человечества. Последние представляют собой то, что обычно понимается под ценностями. Если уникальные смыслы связаны с индивидуальными ситуациями, то ценности, или универсалии смысла, — с типичными ситуациями, с которыми сталкиваются различные общества и человечество в целом.