Логистика кластеров

Применение логистического подхода в региональной экономике в полной мере согласуется с приоритетами регионального развития России. Одним из таких приоритетов выступают организация и создание условий модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных кластеров, предусмотренных в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации[1].

Кластерная структура экономики представляет собой организационно-управленческий инструмент пространственного развития предпринимательства, при этом сам кластер предстает как специфическая форма интеграции хозяйствующих субъектов, основанная на развитии партнерских отношений в сети кооперированных связей.

Отличия предпринимательских кластеров от других форм интеграции хозяйствующих субъектов обусловливаются их социально-экономической природой, а именно – процессами самоорганизации и саморазвития при построении сложных хозяйственных систем, которые поддерживаются и регулируются посредством управления. При этом основными чертами кластерной структуры являются:

близость, определяемая триединством условий: территориальное примыкание, отраслевая смежность, сходство общей и предпринимательской культуры. Территориальное примыкание считается важнейшей характеристикой предпринимательских кластеров, благодаря которой участники кластерных структур реализуют эффект масштаба и обретают повышенную инновативность. Отраслевая смежность определяет формирование комплекса отраслей, дополняющих друг друга. Культурная близость требуется для возникновения тесных связей между участниками на основе сходства языка, правил общения, традиций ведения бизнеса, включая деловые обычаи;

взаимодополняемость участников предпринимательского кластера, рассматриваемая в трех направлениях: продуктовом, ресурсном, процессном. Каждое из направлений взаимодополняемости обеспечивает платформу для взаимодействия субъектов, формирования кооперированных связей и партнерских отношений, реализации проектов сотрудничества;

взаимосвязанность участников предпринимательского кластера, понимаемая как совокупность материальных, финансовых, сервисных, информационных потоков, инициируемых развитием хозяйственных связей, логистических цепей в рамках кластерной структуры.

Предпринимательский кластер обладает следующими признаками:

• интеграция предприятий и организаций, не предполагающая формальных соглашений об объединении в кластер;

• полная самостоятельность хозяйствующих субъектов – участников кластера, обусловленная отсутствием соглашений о входе и выходе;

• нечеткость и подвижность границ и внутренней структуры;

• повышенная значимость неформальных контактов в сравнении с формальными, договорными;

• пространственная локализация, обеспечивающая интенсивность хозяйственных связей, обмена товарами и деятельностью;

• сетевой характер взаимодействий между участниками кластера, включая горизонтальные и вертикальные связи;

• построение отношений между участниками кластера на сочетании конкуренции и сотрудничества;

• множественность цепочек добавленной стоимости, обусловленная приведенными выше характеристиками и, соответственно, многоотраслевой характер предпринимательских кластеров;

• длительный жизненный цикл, присущий самоорганизующимся системам социально-экономической природы.

Универсальными компонентами кластерной структуры являются:

производство – хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство товаров и услуг, отвечающих специализации предпринимательского кластера;

обеспечение – поставщики материально-технических ресурсов производства (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, оборудование);

обслуживание – хозяйствующие субъекты, предоставляющие производственные и социальные услуги;

потребление – промежуточные и конечные потребители товаров и услуг, отвечающих специализации предпринимательского кластера;

исследования – организации, осуществляющие исследования и разработки, направленные на обеспечение инновационного развития перечисленных выше компонентов;

"экспорт/импорт" – специализированные структуры, осуществляющие внешнеэкономические (по отношению к кластерной структуре) операции в интересах межтерриториальной интеграции и кооперации;

обучение – образовательные учреждения, участвующие в процессе развития внутрикластерного трудового ресурса.

Основные содержательные аспекты понятия кластерной предпринимательской структуры приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Сущностные характеристики кластерной предпринимательской структуры

Аспект сущности

Характеристика

Организационно-управленческий инструмент социально-экономического развития территории

Катализатор размещения производства и объектов инфраструктуры, содействующих развитию кластера.

Инструмент повышения конкурентоспособности территории.

Инструмент углубления межтерриториальной интеграции и кооперации. Инструмент развития малого и среднего предпринимательства территории. Механизм улучшения условий жизнедеятельности населения территории

Совокупность географически локализованных взаимосвязанных и взаимодополняющих хозяйствующих субъектов, объединенных в цепочку создания добавленной стоимости

Основа кластера – предпринимательская инициатива и ориентация на производство в приоритетных направлениях развития экономики. Гарантированное привлечение ресурсов.

Передача производственных процессов и процессов обслуживания предприятиям малого и среднего бизнеса, в том числе на условиях аутсорсинга. Обеспечение синергетического эффекта для участников кластерной структуры

Форма кооперирования

Форма делового партнерства в предпринимательской среде.

Сетевая бизнес-структура. Интенсивный обмен материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами

Интеграционный социально-экономический институт

Ядро.

Периферия.

Инфраструктура

В современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой совокупность сконцентрированных по географическому принципу предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Однако следует подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться с учетом специфики пространственной структуры экономики России и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в рыночной экономике, имея в виду, что положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при согласовании с комплексом других мероприятий.

По мнению специалистов[2], кластерная политика позволит решить ряд важнейших проблем для отечественной экономики.

1. При проведении кластерной политики основной акцент делается на развитие и поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает конкурентоспособность национальной экономики.

2. Кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике – анализу местных рынков и компаний на базе создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура и т.д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда. На данном этапе развития экономики России требуется более дифференцированная государственная политика для достижения устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Микроэкономический подход позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.

3. Проведение кластерной политики основывается на организации взаимодействия между государственной властью и местным самоуправлением, бизнесом и научнообразовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности сферы материального производства и сферы услуг.

4. Реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и укрепление инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике представлен пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия формируют в основной своей массе кластерные инициативы и сами кластеры.

Логистический инструментарий способен содействовать выполнению поставленных задач. С применением логистики можно наиболее комплексно охватить микроэкономический уровень в установлении и оптимизации кооперированных связей. Организация эффективного взаимодействия компонентов структуры кластера (от производства до обучения) входит в круг задач, решаемых с помощью логистики. Кластерная политика предполагает, что центральное внимание в управлении уделяется укреплению сетей взаимосвязей хозяйствующих субъектов – участников кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных сферах производственно-коммерческой деятельности, в том числе при совместном выходе на внешние рынки, организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), совместном использовании зданий, сооружений, ускорении процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня – все эти процессы в последнее время принято называть "единым окном". Особый резерв эффективности кроется в снижении трансакционных издержек, а это есть не что иное, как оптимизация логистической системы предпринимательского кластера.

Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в условиях существования экономики индустриального типа и рассчитанные на развитие массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертикально-интегрированные компании в постсоветский период поглотили большую часть данного производства, что также повлияло на производственно-территориальную организацию российских регионов. В настоящее время, если судить по структуре российского экспорта, производственных кластеров, конкурентоспособных в глобальном масштабе, практически не существует. Между тем их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а следовательно, стимулирование возникновения предпринимательских кластеров должно относиться к числу наиболее актуальных мер государственного регулирования регионального развития.

Более того, считается, что территориальные производственные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса. Для этого традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных производственных кластеров.

Пример[3]

В 2009 г. предприниматель Александр Коновалов купил 4 га земли в Подмосковье и построил небольшую ферму, которая снабжает свежими продуктами жителей близлежащих коттеджных поселков. Выручка по итогам 2011 г. составила 12 млн руб.

Главной задачей, свидетельствует предприниматель, было создать ферму высокого уровня экологической безопасности. Он утверждает, что при производстве продукции удается полностью обходиться без антибиотиков, гормонов роста, пестицидов, консервантов, усилителей вкуса и прочей химии. Использует только те корма и добавки, которые дает сама природа.

Сегодня поголовье подопечных Коновалова – это 10 дойных коров, телята, овцы, козы, свиньи, кролики, куры, гуси, утки, индюки и даже пони. Все живут в теплом помещении, едят натуральные корма и пьют воду из той же артезианской скважины, что и семья фермера. Коровам для повышения настроения и надоев положено еще и развлечение – жидкокристаллические экраны, на которых показывают альпийские луга под лирическую музыку. На зеленой траве, которой кормит своих буренок фермер, они дают по 30 л в день.

Производство молочной продукции – хоть и существенный, но не единственный источник доходов фермы. "У нас их шесть или семь. Это хорошая диверсификация", – считает Коновалов.

От 30 до 40% дохода в зависимости от сезона Коновалов получает от экотуризма. На ферме есть небольшой отель – два дома с возможностью проживания до 18 гостей, баня и кафе. Гости могут сами нарубить дрова, общаться с животными, подоить козу или собрать урожай. Приносят доход пасека и пруд для рыбалки. Два гектара площади отданы под огород: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свеклу, кабачки и картофель. Летом на борьбу с колорадским жуком и окучивание картофеля на поле выходит вся семья. Когда Коновалов только затевал свою ферму, он и не предполагал, как активно в дело включится его семья.

Наемных сотрудников – доярку, механизатора, переработчика молока и других специалистов – Коновалов привез из Тольятти, где живут его родители. Собирал надежных людей через знакомых. В соседних деревнях найти работников не удалось. А спустя полтора года оказалось, что имеющимися в распоряжении фермера силами все заказы уже не закрыть.

"Я не хочу расширяться. Ни увеличивать поголовье, ни строить новые дома для туристов", – утверждает Коновалов. Слишком велик риск потерять контроль за качеством. Выход был найден в создании "Экокластера" – объединении под одной торговой маркой партнеров, готовых производить продукт высокого уровня экологической безопасности по стандартам и технологии Коновалова. "Продавая партнерский продукт, я гарантирую, что он является натуральным и качественным, но конечная ответственность лежит на производителе, вся информация о котором есть на этикетке", – утверждает он.

Вход в объединение партнерам обходится в 5000 руб. в месяц. О партнере размещают подробную информацию на сайте, обеспечивают его упаковкой, маркетинговой поддержкой и гарантируют сбыт. Коновалов обеспечивает ветеринарный контроль, аудит, контролирует закупку кормов для животных и семян овощей. "Далеко не все, с кем мы вели предварительные переговоры, оказались готовы работать на таких условиях", – признается Коновалов. Но нашлись и те, кому интересно сосредоточиться на производстве – при условии, что партнер гарантирует 100-процентный сбыт. Наценка Коновалова в таком случае, по его словам, может составлять от 10 до 20% в зависимости от продукта.

Проект "Экокластер" стартовал в сентябре 2011 г., и сейчас у Коновалова уже 53 партнера из 14 стран. В основном это такие же небольшие хозяйства, как и его экоферма. Оливковое масло из Греции, варенья и компоты из Армении, чаи из Австрии. Помимо продуктов, в компании экотоваров оказалась и бытовая химия.

"Сотрудничество с "Экокластером" – это возможность выхода на московский рынок, – говорит Анжела Яковлева, замдиректора Балахоновского мясокомбината. – Мясные деликатесы и колбасы, которые мы делаем по старинным рецептам, без использования красителей и консервантов, просто не находят покупателя на Ставрополье". Поодиночке небольшим хозяйствам сложно пробиться на рынке, считает фермер, а сообща – под единым брендом, с единой системой логистики и маркетинговой поддержкой – сделать это существенно проще.

Пока вся продукция Коновалова и партнеров реализуется через интернет-магазин. Заказы развозят по домам клиентов два раза в неделю. Но уже в текущем году предприниматель обещает открыть свой первый розничный магазин площадью 50 м2 в поселке на 24-м километре Новой Риги.

До конца года в планах открыть еще три точки, а затем, обкатав систему, запустить франчайзинг. К постоянным клиентам Коновалов пока причисляет 150 семей. Ежемесячный оборот достиг 1,5 млн руб. в месяц и ежемесячно увеличивается на 50 000– 60 000 руб.

Рентабельность бизнеса предприниматель оценивает в 60%, при запуске компании рентабельность была 42%, но ее удалось увеличить за счет снижения издержек, увеличения ассортимента и запуска проекта "Экокластер".

Справочно: По оценке International Federation of Organic Agriculture Movements, в 2010 г. (более поздних данных нет) объем российского рынка экопродуктов оценивается в 60–80 млн долл. По данным опросов компании inFolio Research Group, 76% москвичей готовы платить за продукты на 10% больше, если будут уверены в их экологичности (зачастую под экологичностью респонденты подразумевают натуральный состав и рецептурно не агрессивную технологию производства). В случае повышения цены на 20% желающих остается 32%. Платить за продукты на 30% больше (как в Европе) готовы всего лишь 12% москвичей.

Причины концентрации малых и средних предприятий, которые обладают повышенной конкурентоспособностью, еще в конце XIX в. объяснил британский экономист А. Маршалл в рамках своей концепции промышленных районов. Он заметил, что в некоторых отраслях промышленности группы малых и средних фирм, сконцентрированных в одном районе страны и специализирующихся на одной определенной стадии производственного процесса, будут не менее эффективными, чем вертикально-интегрированные крупные заводы. Его расчет основывался на том, что каждый производственный процесс состоит из нескольких десятков стадий, и в некоторых случаях выгодно выполнять их все на одном заводе, а в других наоборот – разделить ответственность за производственный процесс между небольшими предприятиями. При этом малые фирмы должны располагаться в непосредственной близости друг к другу для того, чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями, например, за доступ к квалифицированной рабочей силе. Однако разработки А. Маршалла остались забытыми вплоть до 1970-х годов, когда начался переход к организации "гибкого" производства из-за резкого повышения степени индивидуализации спроса потребителей, энергетических кризисов и ужесточения экологических стандартов производства. Следует отмстить, что именно к этому периоду относят бурный интерес к применению методов логистики в экономической практике.

Основоположником кластерного подхода считается М. Портер, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Разработки М. Портера получили широкое применение не только в научных экономических кругах, но и были взяты на вооружение правительствами многих стран. Однако следует указать, что данный термин вошел в оборот во многих областях науки намного раньше, чем в экономике, и М. Портер был нс первым, кто решил использовать его в экономических изысканиях: им оперировали А. Маршалл, А. Леш, У. Айзард и многие другие.

Еще до того, как М. Портер ввел новое определение для форм территориальной организации производства, кластеры изначально имели практическое значение как инструменты повышения национальной конкурентоспособности, чем обеспечили популярность среди правительств различных государств. В связи с этим многие современные ученые сходятся во мнении о том, что этот термин утрачивает реальный смысл, превращаясь больше в бренд, который региональные власти используют для привлечения инвестиций, изменения имиджа региона и других целей. Исходя из разработок М. Портера, наличие в регионе кластера автоматически делает его конкурентоспособным, что нс всегда проявляется в действительности. Основные опасности применения кластерного подхода кроются в неоправданных государственных расходах, например, по следующим причинам:

• существует вероятность ошибки в выборе специализации и создании неконкурентоспособного кластера из-за отсутствия необходимых для этого предпосылок на территории региона;

• при ставке на ТНК как ядро кластерной структуры возникает вероятность попадания кластера в зависимость от состояния данной компании. При возможном изменении конъюнктуры на мировом рынке не в пользу региональной экономики компания может свернуть свою деятельность или переориентировать ее на другие страны, что повлечет за собой разрушение кластера; и др.

Пример[4]

Организация особых вузов, инновационных кластеров и технопарков отражает взгляды власти на модернизацию страны. Создание передовых исследовательских университетов и инновационных центров – неплохая идея, которая при продуманной стратегии и надлежащем исполнении действительно способна повысить уровень отечественной науки. Это подтверждает зарубежный и отечественный опыт. Но есть опасность, что затея в итоге выльется в подобие "шарашек" и наукоградов послесталинской эпохи. Тогда в условиях железного занавеса многие ученые довольствовались свободой в рамках научных дискуссий, не претендуя на большее. Однако центры хайтека часто становились не локомотивами, а очагами модернизации в отсталой стране, незаметными в соседних колхозах, где пахали на коровах, и на заводах с дореволюционным оборудованием.

Современное видение развития российской экономики лежит в русле перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – "локомотивов роста". Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в "полюсах" ("локомотивах") роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем соседних регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда па территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня, в том числе международного (пока на эту роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург), федерального, окружного. Для экономики страны кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка и развития международной экспансии.

По общему мнению, регион можно считать "локомотивом роста", если он удовлетворяет следующим требованиям:

• в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту грузо- и пассажиропотока;

• в регионе имеется научно-образовательный центр мирового или федерального значения;

• в регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

• регион имеет высокий научно-технический, кадровый и социально-экономический потенциал;

• регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

• в регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;

• в перспективе 10–12 лет регион может стать проводником развития для соседних территорий, создателем мультипликативного эффекта.

Специфика внешнего окружения России требует того, чтобы при определении опорных регионов учитывались не только экономические и геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности.

Именно совокупность регионов – "локомотивов роста" должна составить новую каркасную структуру пространственной организации экономики России. Данная структура может быть образована не только субъектами РФ, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций.

Новая каркасная структура пространственной организации экономики должна:

• обеспечить наиболее эффективную интеграцию в глобальный рынок, сосредотачивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций;

• за счет формирования нескольких территориально закрепленных "локомотивов роста" способствовать ускоренному социально-экономическому развитию России, становясь источником нововведений для других регионов, размещая в них заказы для своих предприятий, передавая выполнение отдельных производственных функций на аутсорсинг;

• обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и социально-культурную связанность страны, открывающую доступ для территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

• реализовать в стране пилотные проекты социально- экономического развития.

"Локомотивы роста" (в иной терминологии – "полнота роста", "опорные регионы") могут поддерживаться за счет:

• формирования узлов инфраструктуры, в первую очередь транспортных, придания отдельным транспортным узлам и коридорам статуса федерального значения, стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами, строительства системы коммуникаций, повышающих мобильность населения (скоростных железнодорожных и иных магистралей, авиатранспортных хабов);

• размещения в "опорных регионах" территориальных органов государственной власти; наделения данных регионов специальным экономическим статусом в Российской Федерации (создание специальных экономических и средовых зон, придание особого правового режима территориям и др.);

• содействия реализации пилотных экономических проектов и имеющих федераты юс значение культурных инициатив данных регионов; размещения в "опорных регионах" социально-культурных учреждений, имеющих федеральное значение (национальных университетов как центров университетских округов, крупных культурных комплексов, развитие инфраструктуры инновационной экономики и пр.); построения системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов; создания институтов приема и адаптации миграционных потоков;

• формирования системы межбюджетных отношений, учитывающих роль и функции "опорных регионов" в стране.

Масштабы развития кластерных структур соотносятся с экономическим пространством; по этому признаку предпринимательские кластеры подразделяют на две категории:

1) внепространственные, экономическое пространство которых четко не определено, например, промышленный кластер – это группа родственных взаимосвязанных отраслей промышленного комплекса и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда;

2) пространственные, например, региональный кластер – это группа географически сконцентрированных компаний одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между участниками кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве.

Пример[5]

С запуском заводов Hyundai и Magna в Петербурге завершается трехлетняя серия ежегодных открытий новых автомобильных производств, которая началась в декабре 2007 г. с пуском завода Toyota (обошелся компании в 4 млрд руб.). С тех пор в городе заработали также сборочные предприятия компаний GM (открылся осенью 2008 г.) и Nissan (заработал летом 2009 г., стоил около 200 млн долл.). Создававшийся как "российский Детройт" и сформированный как "петербургский автомобильный кластер" масштабный проект по привлечению в город иностранных автоконцернов не обошелся без потерь. В разгар кризиса завод стоимостью более 3 млрд руб. (без учета дополнительных издержек, которые выявились в ходе реализации проекта и внесли свой вклад в решение компании) передумала строить Suzuki. Вместе с ней свой проект свернули и поставщики Suzuki, компании Cadence и Sumitomo, которые собирались построить совместный завод стоимостью 60 млн долл. Кризис также едва не сделал завод GM по-настоящему российским. В ходе переговоров о покупке Сбербанком России и Magna у банкротившегося тогда концерна GM контрольной доли компании Opel в 2009 г. российская сторона настаивала и на покупке петербургского завода американской компании. Это предприятие Сбербанк России едва не купил за 65 млн евро, хотя в его строительство было вложено 300 млн долл.

Но сделка не состоялась, и все петербургские автомобильные заводы остались иностранными. По состоянию на конец 2010 г. их было четыре и они выпускали семь моделей. Завод Toyota (общая мощность – 50 тыс. авто в год) собирал седан Camry, завод GM (мощностью 60 тыс. авто в год) выпускал внедорожники Chevrolet Captiva и Opel Antara, седаны Chevrolet Cruze и хетч- бэки Opel Astra. Наконец завод Nissan (мощность 50 тыс. авто в год) производил в Петербурге седаны Nissan Теапа и компактные внедорожники X-Trail. Впрочем, общие объемы производства автомобилей в Петербурге были невелики. Так, мощности трех действующих заводов города рассчитаны на выпуск 160 тыс. авто в год. Но в январе–августе 2010 г., по данным Петростата, они собрали только 34,6 тыс. авто. Стоит, однако, отметить, что в январе–августе 2009 г. автомобильные предприятия Петербурга произвели 8,1 тыс. машин, а за весь 2009 г. – 19,9 тыс. авто, т.е. производство увеличивается. Уже в 2011 г. заводы Nissan и GM намечали выйти на полную мощность с одновременным расширением выпускаемого в Петербурге модельного ряда. К ним должен был присоединиться и завод Hyundai (мощность 150 тыс. авто в год, инвестиции – 500 млн долл.). На нем планируется выпускать три модели, две Hyundai и одну модель Kia. В 2011 г. Hyundai планировал произвести на своем заводе около 100 тыс. авто. Таким образом, при условии реализации текущих планов, в 2011 г. GM, Nissan и Hyundai должны были выпустить 200 тыс. машин. Если завод Toyota продолжит работать в текущем режиме (в одну смену), он выпустит еще около 15–17 тыс. машин. Глава ООО "Тойота Мотор" Такеши Исогая на совещании по автопрому с в то время премьером Владимиром Путиным сказал, что компания в ближайшее время собирается обсудить с головной компанией вопрос увеличения производства и расширения модельного ряда, выпускаемого в Петербурге, и даже строительство второй очереди предприятия.

Обсуждаемые в правительстве меры по ужесточению режима промышленной сборки в случае их принятия вынудят иностранные заводы в России существенно расширять объемы производства (до 200 тыс. авто в год) и увеличивать локализации производства в первую очередь за счет высокотехнологичных комплектующих. К таким мерам лучше всего готов завод Hyundai. Его стартовые мощности самые большие из иностранных заводов в России. Кроме того, компания построила собственный штамповочный цех, а также привела в Россию 11 поставщиков различных уровней, которые специально под Hyundai вложили в строительство своих предприятий в Российской Федерации еще около 200 млн долл. Другим же предприятиям придется инвестировать существенные средства для соответствия обсуждаемым критериям. Некоторые эксперты считают, что на это могут согласиться не все компании. Внутренний рынок России велик, но не настолько, чтобы каждый из присутствующих в стране иностранных автомобильных заводов мог ежегодно выпускать и продавать по 200 тыс. машин.

При этом экспортный потенциал пока тоже невелик и рассматривается только с точки зрения поставок местной продукции в Белоруссию и Казахстан, чьи рынки новых машин в совокупности меньше петербургского. Возможный уход из России некоторых иностранных автопроизводителей не исключают и российские власти. По крайней мере, это следует из стратегии развития российского автопрома до 2020 г., разработанной Минпромторгом. Таким образом, сформированный на сегодня в Петербурге автомобильный кластер может понести новые потери.

На современном этапе развития отечественной экономики, перехода от индустриальной к сервисной экономике и далее к экономике знаний наличие доступной сырьевой базы или положительной динамики в определенной отрасли промышленности должно играть важную, но не главную роль при формировании эффективных кластерных структур. Двойственная роль кластера как интеграционного инновационного ресурса и как "полюса роста" региональной экономики позволяет установить наиболее существенные преимущества кластерной организации производства. Интеграция близких по величине, независимых субъектов реализуется в двух кластерных формах: базирующихся на знаниях специалистов, совместных интеллектуальных продуктах; стратегических альянсах между конкурирующими производителями и партнерствах между неконкурирующими предприятиями. Считается, что именно интеграция на основе знаний является главным отличием современных кластеров от территориально-производственных комплексов.

Развитие технопарков, создание бизнес-инкубаторов в российских регионах создает хорошую основу для формирования региональных и локальных кластеров. По прошествии определенного времени компании, видя выгоду в географической близости к технопарку и его компаниям, будут стремиться к интеграции. В дальнейшем можно стимулировать развитие кластера с помощью предоставления компаниям информационных услуг, выработки стратегии общего развития, позиционирования кластера на рынке как ведущего производителя определенной номенклатуры товаров и услуг.

По признаку предметной и (или) технологической специализации кластерной структуры выделяют следующие типы кластеров:

дискретные – включают в себя предприятия, производящие товары (и связанные услуги), состоящие из дискретных (конструктивных) элементов, в частности, предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судо-, двигателестроения, других отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний- поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций;

процессные – образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и др.;

инновационные и "творческие" – развиваются в так называемых новых секторах, таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры охватывают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях;

туристские – формируются на базе "туристских активов в регионе" – исторических, архитектурных, культурных ценностей и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туроператоров, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных организаций и др.;

транспортно-логистические (ТЛК) – включают в себя комплекс объектов инфраструктуры и компаний, специализирующихся на оказании услуг по доставке грузов и пассажиров.

Транспортно-логистические кластеры являются типичными представителями пространственных кластеров. Связь между кластером и территорией устанавливается по следующим признакам:

а) субъекты ТЛК являются резидентами территории: они зарегистрированы в соответствующих административно-территориальных единицах, выполняют требования местного законодательства, уплачивают налоги. Резидентом территории может быть как юридическое лицо, так и его территориальное подразделение, имеющее право ведения самостоятельной предпринимательской деятельности, например в статусе филиала;

б) субъекты ТЛК используют объекты терминальной транспортной инфраструктуры территории на основе права собственности, аренды или иного правового основания, например участия в капитале;

в) субъекты ТЛК доминируют в транспортно-логистических операциях, совершаемых на терминальной инфраструктуре территории, и это означает, что кластер имеет доминирующее положение на рынке транспортно-логистических услуг на данной территории. При этом доминирующее положение кластера не означает монополии, поскольку кластер – не организация, а множество организаций, состоящих друг с другом как в отношениях кооперирования, так и в отношениях конкуренции.

По характеру пространственной локализации различают следующие виды ТЛК: региональные, пограничные и портовые.

Региональные ТЛК формируются на базе транспортных систем средних и крупных городов, а также городских агломераций, обслуживают грузовой и пассажирский секторы, которые могут иметь как общую, так и специализированную инфраструктуру.

Транспортно-логистические кластеры отличаются от городских транспортных систем тем, что охватывают только те предприятия, которые находятся между собой в отношениях так называемых сильных связей, т.е. долговременных, персонифицированных отношениях кооперирования. Вместе с тем ТЛК включают в себя не только предприятия транспортной системы, но также предприятия других местных инфраструктурных отраслей, например, предприятия энергетики, транспорта (сети автозаправочных станций, энергоснабжение тяговых подстанций и др.), учреждения среднего специального и высшего профессионального образования (подготовка и переподготовка персонала для предприятий кластера), научные и внедренческие организации в области логистики и др.

Территориальные ТЛК в той или иной стадии развития существуют в каждом крупном городе. При минимальном уровне развития ТЛК обслуживают потребности в грузовых перевозках и передвижении населения лишь в пределах территории самого города – кластеры на основе городского общественного транспорта. При высоком уровне развития территориальные ТЛК обслуживают не только местные потребности, но и междугородные, межрегиональные, международные перевозки. Транспортно-логистические услуги, оказываемые клиентам других территорий, регионов и стран, пополняют доходы местных компаний и увеличивают поступления в местный бюджет. В этом случае ТЛК, наряду с другими кластерами, входят в производственное ядро экономики города (региона) и вносят свой вклад в повышение его конкурентоспособности.

Пограничные ТЛК формируются на базе транспортных узлов на пересечениях крупных международных транспортных коридоров с государственными границами и имеют грузовую специализацию. Исторически пограничные ТЛК создавались в примыкании к железнодорожным пограничным переходам, однако в настоящее время операции железнодорожного транспорта сопоставимы по объемам и даже уступают операциям автомобильного транспорта, и потому пограничные ТЛК все чаще создаются на базе автодорог.

Пограничные ТЛК, помимо транспортных компаний, складских комплексов, дополнительно включают в себя таможенные терминалы – зоны таможенного контроля в местах, приближенных к пунктам пропуска через государственную границу страны. В таких кластерах оказываются услуги, связанные с транспортным оформлением товаров таможенными органами.

Портовые ТЛК формируются на базе морских портов и позиционируются в основном в секторе грузоперевозок. При этом пассажирские морские порты могут быть периферией ТЛК. Речные порты вследствие снижения роли внутренних водных путей и речного транспорта в настоящее время часто не являются центрами ТЛК, но также могут образовывать их периферию. Исключение составляют порты, расположенные на внутренних водных путях, но доступные для морских судов, например порты в нижнем течении рек.

Наряду с указанными типами существуют смешанные кластеры, которые сочетают признаки нескольких типов. Например, условия для реализации концепции интегрированной логистики создают:

промышленно-логистический кластер – предполагает устойчивое партнерство и взаимосвязь промышленных предприятий и логистических операторов на последовательных стадиях производства: от добычи сырья до реализации продукции конечным потребителям;

инновационно-логистический кластер – предусматривает взаимодействие сконцентрированных на определенном экономическом пространстве организаций инновационной инфраструктуры, занимающихся разработкой и коммерческой реализацией инноваций, и трансферных организаций, способствующих продвижению инноваций из сферы науки в сферу производства: и др.

Пример[6]

Девелоперские компании Brack Capital и FGN, контролируемые соответственно бизнесменом Шимоном Вейнтраубом и бывшим гендиректором API Development Александром Халдеем, собираются построить недалеко от Казани логистический агроцентр, который будет работать по принципу барселонской сельскохозяйственной ярмарки Mercobarna. Партнеры участвуют в проекте на паритетной основе, рассказал Халдей. Это подтвердил чиновник правительства Татарстана.

Оптовый комплекс, который займет 100–150 га, войдет в состав многофункционального центра "Технополис "Новая Тура". Правительство Татарстана постановлением предоставило в долгосрочную аренду земельные участки под "Новую Туру" и взяло на себя строительство инженерных коммуникаций.

Задача инвесторов – привести в Россию новые технологии в торговле сельхозпродукцией, говорит Халдей. Предполагается, что продукцию фермеров в центре будет скупать управляющая компания, сортировать ее, упаковывать и выставлять на продажу, а оптовик с помощью специального сканера сможет отмечать нужные ему товары. Информация будет моментально передаваться на склад, и уже к выходу покупателя из торгового зала приобретенный им товар будет готов к вывозу. Проект обойдется в 3–4,5 млрд руб., его финансирование будет вестись за счет собственных и привлеченных средств.

Сейчас идет подготовка к проектированию, ввести в эксплуатацию комплекс предполагается в 2014 г., отмечает Халдей. Он рассказывает, что пригласил в качестве оператора комплекса управляющую компанию Mercobarna, сейчас с ней идут переговоры. Правительство Татарстана поддерживает проект.

Технополис "Новая Тура" площадью до 260 га предусматривает строительство нескольких оптовых центров, в часть из которых будет переведена из Казани вся рыночная торговля, ритейл-парка, гостиницы и научного центра. Общая стоимость проекта без учета агроцентра – 9 млрд руб. Первый оптовый павильон площадью 28 000 м2 должен начать работу в этом году.

Производителям качественной сельхозпродукции проект будет интересен, если в его основе будет лежать система сельскохозяйственной биржи, говорит основатель подмосковного объединения "Экокластер" Александр Коновалов. Классическая оптовая система не интересна, поставщик вынужден продать товар за ту цену, какую назовет оптовик, чтобы оправдать затраты на доставку, добавляет он. Например, спрос на продукцию "Экокластера" и так на 70% выше объемов производства, поэтому не интересно везти продукцию туда, где нет шанса продать ее максимально дорого. А вот фермеры Татарстана будут рады отвезти свою продукцию в оптовый центр, который предложит хорошую цену, говорит руководитель местного хозяйства.

Применение инструментария логистики предусматривается в кластерах любого типа, безотносительно характера их специализации. Его действенность обнаруживается посредством логистического обеспечения функционирования кластерной структуры – логистической поддержки кооперированных связей, формирования на основе кооперированных и других хозяйственных связей логистических цепей. Особенности заключаются в том, что в "нелогистических" кластерах логистические принципы и правила работают на реализацию цепочек добавленной стоимости; в транспортно-логистических кластерах, где логистика является основой специализации, хозяйствующие субъекты, составляющие ядро кластерной структуры, выступают непосредственными участниками таких цепочек.

По общим правилам, кооперированные связи получают развитие на базе специализации (в том числе реализуют механизм аутсорсинга) или на базе использования свободных мощностей (реализуют механизм инсорсинга). При этом кооперированные производственные связи обнаруживают сходство с хозяйственными связями по поставкам товаров в том, что обеспечивают движение товарно-материальных потоков. Однако если хозяйственные связи по поставкам могут осуществляться как на длительной основе, так и в разовом порядке, с участием или без участия посредника, то кооперированные связи носят характер прямых, длительных и поэтому предполагают формирование логистических каналов товародвижения. Причем в силу устойчивости таких канальных структур задача управления производственными запасами может быть возложена на поставщика как партнера в логистической цепи.

Применение методов логистики обеспечивает снижение издержек под действием эффекта масштаба, который проявляется при кооперировании. Такой эффект возникает и вне кластерных образований, однако глубина координации, тесные партнерские отношения участников кластера позволяют извлекать значительно большие выгоды в аналогичных ситуациях. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Для малых и средних предприятий кластер может существенно снижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия.

Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать способы наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив. В рамках кластерной политики решаются задачи создания новых конкурентных преимуществ.

С содержательной точки зрения различается кластерная политика двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, проводимых федеральными и региональными органами власти по обнаружению кластеров, определению поля деятельности субъектов, формирующих кластеры, осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе. Кластерная политика второго поколения основывается на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности.

С точки зрения формирования поддерживающей инициативы существуют политики сверху-вниз и снизу-вверх.

Инициаторами политики сверху-вниз являются центральные или региональные органы власти. Объектом такой кластерной политики становятся обычно внепространственные кластеры – группы смежных предприятий, образующих цепочки добавленной стоимости различных товаров и услуг.

Инициаторами политики снизу-вверх выступают в основном местные органы власти и объединения местных предпринимателей, а объектами проведения такой политики обычно становятся пространственные кластеры.

Пример[7]

По мнению декана экономического факультета УрГУ им. А. М. Горького Сергея Кадочникова, в мире создано шесть моделей формирования промышленных кластеров.

Итальянская: большое количество малых фирм, объединенных в различные ассоциации для повышения конкурентоспособности. Модель применима для продукции невысокого технологического уровня с большой степенью дифференциации и колебаниями спроса.

Японская: формируется вокруг фирмы-лидера с масштабным производством, интегрирующей массу поставщиков на различных стадиях цепочки. Применима для производства технологически сложной продукции. Разработка продукта требует высоких постоянных издержек, которые могут окупиться только при большом объеме продаж.

Финская: характеризуется высоким уровнем инноваций, поддерживается мощным сектором научных исследований и разработок, развитой системой образования. Свойственна интернационализация бизнеса. В наибольшей степени применима для небольших компактных стран, относительно дефицитных по природным ресурсам и ориентированных на экспорт.

Североамериканская: отличается выраженной конкуренцией между предприятиями, применима, если производственный процесс не предполагает налаживания тесных взаимосвязей. За счет конкуренции между поставщиками в кластере, а также за счет массового производства у головной фирмы достигается низкая себестоимость конечного продукта.

Индийско-китайская: ключевую роль играет государство. Основной акцент делается на зарубежные инвестиции, они приносят современные технологии и дают выход на мировые рынки.

Советская: рыночные отношения и конкуренция сведены к минимуму, производство сконцентрировано на крупных фирмах. Применима в сырьевых отраслях регионов с низкой плотностью населения и слабым развитием.

Основные факторы успеха:

• наличие компаний-лидеров с четко выраженной конкурентоспособной стратегией;

• активное содействие малому бизнесу;

• тесное взаимодействие промышленных компаний как между собой, так и с образовательными и исследовательскими организациями;

• создание экспертных советов на уровне региона (при губернаторе), формирование институтов развития (специализированных маркетинговых, финансовых и прочих агентств);

• специализация функций города-метрополии и вторых городов региона в рамках кластеров;

• формирование в отраслях "новой" экономики: логистике, приборостроении, программном обеспечении, промышленном дизайне и др.

По роли государства в проведении кластерной политики выделяют ее четыре типа.

1. Каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта.

2. Поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров.

3. Директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров.

4. Интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

В институциональном аспекте кластеры в России развиваются вне исторических условий, им необходима государственная поддержка. В этом случае усилия органов власти должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на создание условий для развития взаимоотношений между поставщиками и потребителями, конечными потребителями и производителями, самими производителями и правительственными институтами и т.д.