Лекция 2. Логистический менеджмент: распределение

В результате изучения второй главы учебника студент или заинтересованный читатель должен:

знать

• особенности использования логистического менеджмента в сбытовой деятельности звеньев цепей поставок;

• теоретические и методические основы формирования, проектирования и оптимизации логистических систем, процессов, потоков и траекторий их движения при организации сбытовой деятельности звеньев цепей поставок;

уметь

• определять размеры зон потенциального сбыта продукции и услуг предприятий;

• обосновывать количественные параметры и качественные характеристики логистических систем реализации продукции и услуг;

• организовывать взаимодействие участников цепей поставок при управлении логистическими потоками в сфере сбыта продукции и услуг;

владеть

• методами расчета и оптимизации логистических систем реализации продукции и услуг, процессов, потоков и траекторий их перемещения;

• навыками управления потоками ресурсов при организации сбытовой деятельности звеньев цепей поставок.

Теоретические основы логистического менеджмента

В соответствии с определением логистического менеджмента его основными видами являются концентрация, распределение и движение ресурсов (см. рис. 1.10 и рис. 1.11), которые напрямую связаны с основными функциями маркетинг-менеджмента (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Последовательность выполнения основных видов логистического менеджмента

Очевидно, что в процессе функционирования предприятия необходимо поддерживать определенный компромисс между его целями и целями иных хозяйствующих субъектов и, в первую очередь, потребителей продукции и услуг данного предприятия. Автором выделены три основных варианта противоречий между этими целями:

• в сфере подготовки производства определенного вида продукции (услуги);

• в сфере принятия решения о производстве диверсифицированного ряда продукции и услуг;

• в сфере реализации продукции и услуг на рынке (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Варианты достижения компромисса между целями потребителей и предприятия-поставщика

Сведения, представленные на рис. 2.2, предполагают разработку мероприятий, необходимых для устранения противоречий между интересами потребителя и предприятия- поставщика. Данный аспект исследований нашел свое отражение па рис. 2.3.

Если такие мероприятия, как технологичность конструкции и диверсификация производства достаточно широко представлены в отечественной литературе, то термин "логистичность маркетинга" автором вводится впервые.

Нетрудно заметить, что данный термин предполагает ответственность маркетолога за достижение целей, стоящих перед этим предприятием, точно так же как, если бы речь шла о технологичности конструкции и диверсификации производства. При этом не может быть и речи о подавлении потребностей клиентов. Просто маркетологам следует использовать различающиеся потребности данных клиентов для получения экономии в сфере логистического менеджмента и, следовательно, во всей хозяйственной деятельности предприятия. На рис. 2.1 несложно видеть, что с этой целью автором вводится еще один термин – "логистический сегмент рынка".

Рис. 2.3. Основные мероприятия, необходимые для устранения противоречий между интересами потребителя и предприятия-поставщика

Для того чтобы эффективно управлять ценностью и цепями поставок, необходимо знать, ради чего они создаются, т.е. кто является потребителем продукции и услуг данных цепей. С одной стороны, это, конечно, сегменты рынка, причем маркетинговые сегменты рынка. А с другой стороны, поскольку у маркетолога и специалиста в области логистики в чем-то отличающиеся цели, соответственно, удовлетворение потребностей клиентов и достижение целей предприятия, то маркетинговые сегменты могут не устраивать специалиста в области логистики. В этом случае, как нетрудно убедиться, может корректироваться ОГЛАВЛЕНИЕ концентрации, распределения и движения при сохранении критериев обслуживания клиентов. И здесь целесообразно использовать процесс трансформации маркетинговых сегментов рынка в сегменты логистические.

Логистический сегмент рынка – группа потребителей продукции и услуг, которая является экономически оптимальной с точки зрения выполнения логистических функций и операций в течение определенного периода времени функционирования логистической системы по согласованию с маркетинговой службой рассматриваемого хозяйствующего субъекта.

На рис. 2.4 приведены основные признаки выделения логистических сегментов рынка. Нетрудно видеть, что они основаны на компонентах управления ценностью (см. рис. 1.5).

Таким образом, можно предположить, что использование понятия "логистический сегмент рынка":

• позволяет четко обозначить объект управления цепями поставок (как было показано ранее (см. рис. 1.33) цепи поставок – лишь один из видов логистической системы);

• требует непрерывного согласования потребностей клиентов и целей предприятия при безусловном приоритете интересов потребителей.

При выделении логистических сегментов рынка целесообразно воспользоваться формой, представленной в табл. 2.1 (см. рис. 1.5), в которой признаки сегментов данного типа указываются по горизонтали, а перечень клиентов, обслуживание которых следует осуществить в данный промежуток времени, – по вертикали.

Изложенный выше материал создает основу для перехода к стадиям:

• фокусирования (диссипации) – проектирования, формирования и оптимизации логистических потоков и траекторий их движения;

• консолидации (разукрупнения) – проектирования и формирования и оптимизации логистических процессов (функций и операций);

• накопления-обеспечения (разделения-реализации) – проектирования, формирования и оптимизации микро- и мезологистических систем, включая каналы, цепи, фронты и эшелоны.

Рис. 2.4. Основные признаки выделения логистических сегментов рынка

Таблица 2.1

Матрица формирования логистических сегментов рынка

Клиент

Территория

Траектория

Качество

Количество

Время

Затраты

Клиент 1

Клиент 2

Клиент N

Итого

Указанные выше стадии могут быть получены на основе использования следующих классификационных признаков:

• горизонт планирования деятельности предприятия (стратегический, оперативный);

• тип рынка (новый, существующий) (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Основные этапы функционирования объектов логистического менеджмента – потоков, траекторий, процессов и систем

Следует отметить, что одной из стадий функционирования объектов исследования логистического менеджмента является их ликвидация, которая носит вынужденный характер и применяется исключительно при радикальной диверсификации деятельности предприятия.

Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ представленных на рис. 2.5 этапов более подробно.

Как известно, под проектированием понимается процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Обычно выделяют два этапа проектирования:

• этап дивергенции связан с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций. На этом этапе формируется широкий спектр различных требований к будущему объекту;

• этап конвергенции имеет приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращения и отбора вариантов решений.

Этап дивергенции проектирования логистических потоков представлен на рис. 2.6. Признаки логистического потока могут быть следующими (см. табл. 1.2): результат человеческой деятельности, адекватная реакция на потребительский спрос, обеспечение конкурентоспособных преимуществ предприятия, связь с конкретной логистической системой.

Следующей стадией проектирования логистического потока является определение основных и сопутствующих потоков, которые могут быть материальными, информационными, финансовыми и сервисными. Основной поток – это тот, который включает продукты и услуги, необходимые потребителю. Сопутствующие потоки обеспечивают доставку объектов основных логистических потоков непосредственно потребителям.

Далее следует определить параметры логистического потока, которые можно разделить на четыре части: пункты, траектория, объекты и динамика.

Следующей является стадия, которая учитывает состояние логистического потока, а именно, в пространстве, когда поток перемещается, и во времени, когда поток превращается в запас. Очевидно, что транспортные средства способствуют перемещению потоков в пространстве, а склады обеспечивают хранение запасов во времени.

Несколько логистических потоков могут взаимодействовать друг с другом в соответствии с принципами фокусирования и диссипации. Перемещение данных потоков может быть непрерывным или дискретным, а направление их перемещения происходит либо вверх по течению (к поставщику), либо вниз по течению (к потребителю).

Рис. 2.6. Структура этапа дивергенции проектирования логистических потоков в рамках концентрации (распределения)

Кроме того, логистические потоки могут двигаться последовательно, параллельно или последовательно-параллельно. Дополнительно эти потоки могут совмещаться или накладываться друг на друга согласно признакам формирования логистических сегментов (см. рис. 2.4).

После этапа дивергенции проектирования логистических потоков необходимо перейти к этапу конвергенции, который может быть представлен в следующей последовательности:

• получение информации о месте расположения потребителей, данных о количестве и качестве продукции, времени и сроках их доставки, расходах, связанных с данной доставкой;

• создание матрицы формирования логистических сегментов (см. табл. 2.1);

• определение мест нахождения продуктов, пунктов обслуживания и ресурсов, необходимых для доставки данных продуктов потребителям;

• разработка схем локальных логистических потоков, которые предусматривают способы их обработки с привлечением типовых элементов логистической системы, речь о которых пойдет далее;

• формирование первоначальных траекторий движения продукции и предоставления услуг и ресурсов, которые необходимы для их доставки потребителям;

• проектирование конфигурации первоначальных траекторий движения продукции и предоставления услуг за счет оптимизации консолидации/разукрупнения ресурсов, которые необходимы для их доставки потребителям;

• оптимизация траекторий движения продукции и предоставления услуг за счет исследования различных комбинаций их доставки потребителям;

• определение маршрутов движения объектов логистических потоков;

• проектирование этапов консолидации/разукрупнения объектов логистических потоков;

• определение видов упаковки объектов логистических потоков и ограничений по их переработке;

• выбор транспортного и вспомогательного оборудования для движения объектов логистических потоков и разработка технологий их использования;

• решение вопросов, связанных с передачей функций управления локальными логистическими потоками ресурсов другим звеньям цепей поставок;

• определение расходов, связанных с движением потоков ресурсов;

• обеспечение соответствия фактического плана движения ресурсов реальным требованиям потребителей продукции и услуг;

• формирование графиков движения потоков, а также ресурсов, которые необходимы для этого движения, и их координация с движением других основных и сопутствующих потоков в данное время;

• создание и использование системы мониторинга движения потоков ресурсов;

• регламентация движения логистических потоков, разработка рекомендаций по управлению данным движением.

Этап дивергенции проектирования логистических систем представлен на рис. 2.7, на котором можно увидеть, что основой проектирования логистических систем являются следующие этапы маркетинговых исследований;

• оценка состояния рынка;

• выявление позиции предприятия на рынке;

• определение потенциала предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе.

Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ данных этапов достаточно подробно представлены в соответствующих литературных источниках, поэтому в рамках логистики и логистического менеджмента они не рассматриваются.

При этом следует заметить, что процесс проектирования логистической системы предприятия-лидера несколько отличается от аналогичного процесса для предприятия- последователя, поскольку лидерство на рынке имеет:

а) позитивные стороны, позволяющие:

• создать положительный имидж предприятия на рынке;

• осуществлять более ранние контакты с поставщиками, посредниками, финансовыми организациями и другими участниками рынка;

• обеспечить достаточно сильную приверженность потребителей, которые приобрели продукцию и услуги впервые у данного предприятия;

• действовать в условиях отсутствия конкуренции на рынке и др.;

Рис. 2.7. Структура этапа дивергенции проектирования логистической системы

б) негативные стороны, связанные с тем, что:

• лидерство на рынке требует дополнительных затрат ресурсов:

• в условиях динамичного научно-технического прогресса смена продукции (услуг) и технологий может привести к низкой окупаемости первоначальных инвестиций;

• приобретенные предприятием знания и навыки могут быть легко усвоены последователями;

• иногда потребители не сохраняют приверженности продукции и услугам предприятия-лидера и др.

Перечисленные выше особенности в дальнейшем должны учитываться нс только при проектировании, но и при формировании, функционировании и оптимизации логистических систем.

При определении потенциала предприятия следует принимать во внимание два основных аспекта проектирования логистических систем:

а) отраслевой – отражающий особенности обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг в зависимости от следующих факторов:

• потребностей конечных покупателей продукции и услуг;

• сложившейся конъюнктуры;

• динамики изменения факторов внешней среды;

• перспектив развития спроса на конечную продукцию и услуги;

• уровня доходности отрасли и фазы ее развития и др.;

б) территориальный – отражающий:

• удобство обслуживания потребителей;

• уровень экономического развития региона и наличие диспропорций данного развития;

• эффективность взаимодействия звеньев логистической системы с государственными и муниципальными органами, расположенными в регионе;

• наличие ресурсов для создания и эффективного функционирования логистической системы;

• возможность качественного взаимодействия элементов системы и др.

Анализ отраслевого и территориального аспектов способствует выявлению дополнительных факторов, учитываемых при проектировании логистических систем:

• номенклатуры продукции и услуг;

• зоны их сбыта.

Фактически речь идет о том:

• какую часть территории может обслуживать посредник;

• какую номенклатуру продукции и услуг он планирует реализовывать на данной территории.

В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, серьезно возрастает роль маркетинг-менеджмента как раздела коммерческой деятельности предприятия, связанного, в первую очередь, с управлением информационными потоками.

Введение в процесс проектирования логистической системы этапа анализа типа систем обеспечения ресурсами/реализации продукции и услуг обусловлено следующими причинами:

• необходимостью комплексного подхода к решению проблем потребителей и посредников;

• целесообразностью определения оптимальных размеров той или иной логистической системы, что в итоге предопределяет экономичность ее функционирования;

• оптимизацией системы управления логистической системой;

• унификацией применяемых в процессе передачи исполнителем функций, операций, ресурсов и др.

Гомогенной системой называется система, элементы которой обладают сходством:

• перерабатываемых ресурсов;

• технологических и логистических процессов;

• реализуемой продукции и оказываемых услуг;

• используемого оборудования;

• профессий и специальностей персонала и др.

Исходя из данного определения, можно определить

основные причины гетерогенности логистических систем:

• малые партии продукции и услуг, реализуемые предприятиями, выступающими в роли посредников на локальных территориях (сегментах рынка);

• реализация посредниками дополнительных партий продукции других предприятий в рамках диверсификации их деятельности;

• наличие разовых поставок уникальных продукции и услуг, проходящих через ограниченное количество каналов и цепей поставок;

• выпуск пробных партий продукции и услуг в рамках обновления их номенклатуры;

• слияние и поглощение различных логистических систем и др.

Следующим этапом проектирования является определение видов элементов логистической системы (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Классификация элементов логистической системы

После выбора концепции управления звеньями логистической системы (см. табл. 1.1) следует подобрать и использовать соответствующий метод проектирования данной системы, результатом реализации которого является формирование внутренней среды логистической системы.

В табл. 2.2 представлены методы проектирования и формирования логистических систем.

Таблица 2.2

Методы проектирования и формирования логистических систем

Звенья логистической цепи

Наименование группы методов

Название методов проектирования и формирования логистической системы

Предприятие-

потребитель

Экономикоматематические

Методы определения размеров зон потенциального сбыта продукции и услуг

Дистрибьютор-дилер (комиссионер)

Экономико-математические и статистические

Методы определения размеров торговых зон (например, метод, основанный на законе притяжения Рейли)

Дилер (комиссионер)-торговый агент

Статистические и логикоструктурные

Методы классического маркетинга

Торговый агент-потребитель

Логикоструктурные

Методы классического маркетинга (включая сетевой маркетинг)

Данные, представленные в табл. 2.2, не носят однозначного характера. Можно утверждать, что эффективное проектирование логистической системы на любом участке логистической цепи потребует применения совокупности различных методов в тех или иных сочетаниях. Поэтому на этапе дивергенции желательно определить основные направления проектирования логистической системы с учетом реальных факторов внешней и внутренней среды предприятия или цепей поставок. Структура этапов конвергенции проектирования логистических систем, в частности, логистических систем обеспечения ресурсами и реализации продукции и услуг будет показана ниже.

Этап дивергенции проектирования логистических процессов представлен на рис. 2.9.

Любой производственный процесс или процесс, который связан с созданием ценности для потребителей, можно разделить на технологические и логистические процессы (см. рис. 1.36). Организация выполнения технологических и логистических процессов осуществляется в соответствии со следующими принципами: последовательно, параллельно или последовательно-параллельно.

Специалисты по логистике могут исследовать следующие типы движения ресурсов, которые как бы встроены друг в друга:

• движение конкретного объекта, который является объектом логистического потока без упаковки, транспорта, складов и другого оборудования;

• транспортно-технологическое движение, при котором объекты логистического потока рассматриваются совместно с упаковкой, транспортом, складами и другим оборудованием;

• социотехническое движение включает транспортно- технологическое движение и дополнительно учитывает действия исполнителей, которые обеспечивают управление логистическими потоками;

• текущее движение предполагает социотехническое движение и дополнительно движение финансов, информации и услуг, которое необходимо для доставки объектов логистических потоков потребителям;

• отложенное движение предусматривает обслуживание потребителей согласно их потребностям в процессе использования продукции.

Рис. 2.9. Структура этапа дивергенции проектирования логистических процессов

Эти типы движения ресурсов позволяют специалистам по логистике создавать логистические потоки, которые могут удовлетворить потребности потребителей наилучшим путем.

После определения типов движения ресурсов необходимо рассмотреть виды движения ресурсов, такие как унимодальное движение, связанное с использованием одного вида транспорта, мультимодальное и интермодальное – предусматривающие использование нескольких видов транспорта. У каждого вида есть свои преимущества, которые могут быть востребованы потребителями в зависимости от реальной ситуации на рынке. Более подробно данный аспект движения ресурсов будет представлен ниже.

Следующей стадией дивергенции проектирования логистических потоков является определение принципа организации логистического процесса. В настоящее время перспективным считается принцип "вытягивания", который лежит в основе "бережливого производства".

Специалисты по логистическому менеджменту должны учитывать длительность циклов логистических процессов, которые влияют на размер оборотных средств и рентабельность производства и продукции. Эти циклы могут быть локальными или глобальными в зависимости от задач, которые решает предприятие или цепь поставок.

Важной особенностью логистического процесса является учет не только фактических, но и затрат, которые связаны с упущенной выгодой (см. рис. 1.35). Для того чтобы сократить этот вид затрат, специалисты по логистическому менеджменту должны использовать методы оптимизации логистических процессов.

Стадия конвергенции проектирования логистического процесса включает следующую последовательность действий:

• определение ограничений на выполнение логистического процесса внутри логистической системы;

• проектирование траекторий и маршрутов движения объектов логистических потоков внутри звеньев логистической системы;

• определение способов и мест обработки объектов логистических потоков с использованием транспортных средств и складов;

• создание схем размещения объектов логистических потоков на транспортных средствах и на складах;

• определение необходимых операций логистического процесса внутри микро- и мезологистических систем;

• установление последовательности логистического процесса внутри микро- и мезологистических систем;

• определение возможности параллельного выполнения операций логистического процесса;

• проектирование последовательности транспортно- технологического, социотехнического и текущего движения продукции к потребителям;

• проектирование отложенного движения продукции и услуг к потребителям:

• формирование объединенного производственного процесса (интеграция различных видов технологических и логистических операций);

• определение "узких мест" производственного процесса и планирование мероприятий, которые связаны с их ликвидацией;

• определение рисков и планирование мероприятий, которые связаны с их ликвидацией;

• корректировку и согласование операций логистического процесса;

• информирование участников логистического процесса об основных особенностях и способах выполнения этого процесса;

• подготовку информации, которая необходима для регулирования производственного процесса.

В процессе управления предприятием или цепью поставок возможны различные варианты состояний логистической системы и логистического процесса. В первом приближении фактором, предопределяющим появление данных вариантов, является относительная стабильность параметров как логистической системы, так и логистического процесса. Данная особенность функционирования предприятия или цепи поставок определяет необходимость учета основных особенностей и разработки направлений действий субъекта управления в конкретной управленческой ситуации (рис. 2.10).

Необходимо дать характеристику вариантов состояний логистической системы и логистического процесса при осуществлении деятельности предприятия или цепи поставок предприятия (табл. 2.3).

Рис. 2.10. Варианты состояний логистической системы и логистического процесса

Таблица 2.3

Характеристика вариантов состояний логистической системы и логистического процесса

Варианты состояний системы и процесса

Характеристика вариантов состояний системы и процесса

Функционирование в устойчивом режиме

Элементы логистической системы выполняют типовые процессы в условиях стабильности факторов внешней среды. При незначительных изменениях данных факторов используются косметические корректировки системы и процесса

Диверсификация деятельности предприятия

При низкой динамике внешней среды при сохранении логистической системы приходится менять логистический процесс, например: при выпуске новых видов продукции и услуг, передаче части операций процесса субподрядчикам, внедрении современных технологий управления, повышении качества продукции и услуг и др.

Стратегическая или оперативная адаптация к внешней среде

При средней динамике внешней среды при сохранении (или незначительном изменении) логистического процесса следует изменять логистическую систему, например, переходить от бюрократической к адаптивной структуре; на основе использования современных информационных технологий менять структуру подразделений логистической системы, штатное расписание, должностные инструкции, формировать проектные группы и др.

Организационная

гибкость

При высокой динамике внешней среды приходится одновременно менять как логистическую систему, так и логистический процесс, например, в одно и то же время осуществлять реструктуризацию предприятия, его техническое перевооружение и диверсификацию деятельности

Очевидно, что каждому варианту состояний логистической системы и логистического процесса, представленному на рис. 2.10, соответствует собственная организационная структура управления.

Под организационной структурой следует понимать составляющую системы управления предприятием, характеризующуюся определенным сочетанием, упорядоченностью и взаимосвязями ее элементов в соответствии с приоритетными классификационными признаками.

Соответствие вариантов состояний логистической системы и логистического процесса и организационных структур представлено в табл. 2.4.

Особенностями табл. 2.4 являются:

• необходимость использования в качестве самостоятельной организационной структуры адаптивной структуры, характерной чертой которой является осуществление стратегической или оперативной адаптации предприятия или цепи поставок к внешней среде за счет изменения его логистической системы при достаточно стабильном логистическом процессе;

• относительно четкое выделение так называемых переходных организационных структур: дивизиональной, тяготеющей к бюрократической структуре, и адаптивной, для которой характерны отдельные признаки органической структуры;

• возможность развития структур управления: от бюрократической к дивизиональной, далее к адаптивной и, наконец, к органической структуре.

Таблица 2.4

Соответствие вариантов состояний логистической системы и логистического процесса и организационных структур управления

Варианты состояний системы и процесса

Организационные

структуры

Функционирование в устойчивом режиме

Бюрократическая

Диверсификация деятельности предприятия

Дивизиональная

Стратегическая или оперативная адаптация к внешней среде

Адаптивная

Организационная гибкость

Органическая

При разработке организационной структуры логистической системы следует принимать во внимание следующие аспекты:

• возможны различные варианты ее организационных структур, но все они должны иметь развитые горизонтальные связи между элементами для обеспечения повышенной устойчивости логистической системы в условиях нестабильного спроса на продукцию и услуги;

• бюрократическая и дивизиональная организационные структуры обычно используются в достаточно стабильной внешней среде, в то время как адаптивная и органическая структуры – в динамично развивающейся внешней среде логистической системы;

• дилер и в определенных случаях дистрибьютор и комиссионер могут формировать собственные логистические системы, при этом предприятие должно иметь возможность контролировать поведение конечного потребителя, поскольку от этого существенно зависят результаты деятельности всех звеньев данной системы.

Представленный выше процесс проектирования логистических систем отражает общие подходы к организации деятельности систем данного типа. Таким образом, изложенный материал создает необходимую основу для совершенствования деятельности данных логистических систем, в том числе в форме цепей поставок, на российском рынке.

Исследуя движение ресурсов как вид логистического менеджмента, следует указать отличия данного понятия от традиционно используемого российскими специалистами понятия "товародвижение". Так, например, эти понятия отличаются:

а) объектами исследования, поскольку движение ресурсов в логистическом менеджменте распространяется на все виды логистических потоков, в том числе и на материальные потоки, а также упаковку, тару, транспортные средства, которые к понятию "товар" не относятся;

б) использованием ограниченного количества потребительских свойств объектов материального потока, в первую очередь, геометрических размеров, массы, показателей транспортабельности; причем основные потребительские свойства продукции в процессе ее движения к потребителю не используются;

в) необходимостью организации транспортировки объектов, являющихся предметами незавершенного производства, а также отходов, т.е. не в полной мере подпадающими под определение "товар".

Движение ресурсов занимает центральное место в логистическом менеджменте, поскольку оно:

• непосредственно способствует удовлетворению потребностей юридических и физических лиц;

• обеспечивает доведение ресурсов до мест их консолидации, разукрупнения и поглощения;

• выявляет недостатки и перспективы развития микро- и мезологистических систем;

• создает основу для создания интерфейсов логистических и технологических систем, минимизирующих затраты на изготовление продукции и оказание услуг и др.

Движение ресурсов можно разделить на две основные части: движение на микро- и мезоуровне (табл. 2.5), каждой из которых свойственны свои особенности. При этом нетрудно прийти к выводу, что движение на микроуровне является составляющей логистического менеджмента в производстве, а движение на мезоуровне относится к логистическому менеджменту в коммерции (см. рис. 1.22).

Движение ресурсов является сложным разделом логистического менеджмента, поскольку требует сквозного управления логистическими потоками в мезоэкономических системах (цепях поставок) при различном сочетании их характеристик, траекторий движения, времени начала движения и прохождения через определенные промежуточные пункты. В связи с этим представляется целесообразным при управлении потоками ресурсов использовать методы сетевого планирования.

В приложении к движению ресурсов последовательность реализации данных методов может быть Вперед:

1) определение количества логистических потоков и основных операций, которые следует выполнить для эффективного перемещения необходимого количества ресурсов;

2) установление последовательности движения потоков ресурсов и всех подготовительных и заключительных операций логистического и технологического процессов;

3) определение необходимых затрат времени и ресурсов, необходимых для эффективного управления потоками ресурсов;

4) построение сетевого графика движения ресурсов;

5) расчет критического пути на сетевом графике от начала выполнения логистических операций до их окон-

Таблица 2.5

Структура и области исследования движения ресурсов как вида логистического менеджмента

Разделы движения ресурсов

Области исследования движения ресурсов

Микроуровень

Макроуровень

Транспортировка

Внутренний транспорт

Внешний транспорт

Складирование

Складское хозяйство звена логистической системы

Складское хозяйство логистической системы

Управление запасами

Запасы звена логистической системы

Запасы логистической системы

Управление информацией

Информационное обеспечение деятельности звена логистической системы

Информационное обеспечение деятельности логистической системы

Управление финансовыми потоками

Внутрифирменный расчет

Коммерческий расчет

Обслуживание

Послепродажное обслуживание подразделений звена логистической системы

Послепродажное обслуживание логистической системы и сторонних потребителей

чания в рамках рассматриваемого процесса управления потоками ресурсов;

6) оптимизация сетевого графика движения ресурсов;

7) мониторинг движения ресурсов и контроль эффективности данного процесса.