Логистические системы и их формирование

При формировании логистической системы управления потоками необходимо базироваться на пяти фундаментальных принципах теории управления и трех дополнительных принципах, присущих логистическим системам: гибкости логистической последовательности проектирования; постоянного согласования на всех звеньях логистической цепи информационных, энергетических, ресурсных и других характеристик систем; принципе единства целей всей системы и ее отдельных подсистем (модулей) (см. подпараграф 1.1.1).

Для формирования логистических систем применяют системный подход, который кроме уже описанной выше методологии обладает рядом достоинств по сравнению с классическим (индуктивным), когда систему формируют из компонентов путем их функционального слияния. При системном подходе в основе формирования лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при применении рассматриваемого подхода представлена на рис. 1.8. В этой последовательности можно выделить несколько этапов.

Рис. 1.8. Схема формирования системы при системном подходе

Первый этап. Определяются и формулируются цели (Ц) функционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования Т1, …, Тi, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются (ориентировочно) некоторые подсистемы со своими подцелями Ц1, ..., Цj.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике одним из основных методов синтеза систем является моделирование.

Функционирование логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным.

В качестве примера обратимся к схеме движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеньями приняло решение о внедрении оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного и логистического подходов решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с решениями остальных звеньев, общей целью которых является оптимизация совокупного вещественного потока.

В другом примере организации вещественного и обеспечивающих информационных и энергетических потоков участниками процесса товародвижения являются: оптовая база, транспортные подразделения и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов. В логистическом подходе рассматривается вариант "централизованная доставка".

Вариант централизованной доставки характеризуется следующими признаками:

– в логистической системе создается единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного вещественного и обеспечивающих потоков. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят руководители автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления Потребсоюза. Если имеется информационная система управления, то оптимизацию потоков производит группа логистики;

– исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях – участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного вещественного и обеспечивающих потоков;

– разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;

– разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

– создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупные вещественные и обеспечивающие потоки.

Анализ характерных признаков второго варианта организации вещественного потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупных вещественного и обеспечивающих потоков. Изучаются требования, которым они должны удовлетворять. Формируются варианты их организации, из них по специальным критериям отбирается лучший. Этот вариант является наиболее простым примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного вещественного и обеспечивающих потоков по цепи:

Такой системный подход к товароснабжению розничной торговой сети позволяет:

– повысить степень использования транспорта, складских и торговых площадей всей материально-технической базы;

– оптимизировать товарные запасы и размеры партии товаров у всех участников логистического процесса;

– повысить качество и уровень логистического сервиса.

Для производственного предприятия схема логистического построения управления вещественным потоком и обеспечивающими его потоками закупочной, производственной и распределительной логистик, осуществляющих сквозной вещественный поток, представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Схема логистического управления потоками на производственном предприятии

Здесь надо отметить, что четкого распределения границ логистик не существует, так как каждая из них интеграционно связана с соседними и обеспечивает определенные функции опережающего либо, по необходимости, запаздывающего, а иногда и встречно направленного характера. В этом тоже заключается логистический подход, обеспечивающий рационализацию характеристик потоков.

Продвижение вещественных и обеспечивающих потоков осуществляется в настоящее время квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: информационных систем управления и встроенных в них модулей логистических систем и комплексов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место вещественные потоки, то всегда наличествует какая-то вещественнопроводящая система. Такого рода система специально проектируется или возникает как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных вещественнопроводящих (логистических) систем с заданными параметрами вещественных и других потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными вещественными потоками.

Можно охарактеризовать свойства логистических систем, которые проявляются при реализации ранее предъявленных к ним требований.

Свойства целостности и членимости логистической системы проявляются в первую очередь в целостной совокупности взаимодействующих элементов. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На примере макрологистической управляющей системы при прохождении вещественного потока от одного поставщика к потребителю в качестве элементов могут рассматриваться и поставщик, и потребитель, а также связывающий их транспорт (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Принципиальная схема макрологистической управляющей системы

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

• закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление вещественного потока в логистическую систему;

• планирование и управление производством – эта подсистема принимает вещественный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

• сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие вещественного и обеспечивающих потоков из логистической системы (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Принципиальная схема микрологистической управляющей системы

В существующей практике управления потоками макрологистические и микрологистические системы обычно встраиваются либо в системы CALS-технологий, либо в информационную систему управления предприятием. При этом они играют, как правило, роль подсистем с логистическими функциями, у которых есть своя информационная база данных (БД) и своя система переработки информации.

Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем. Свойства связей между элементами логистической системы с закономерной необходимостью определяют интегративные качества и проявляются в информационном взаимодействии. В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договор и его информационная поддержка. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, но тоже имеют информационный характер. Свойство организационной структуры также реализует связи между элементами логистический системы определенным упорядоченным образом, показывает ее системный характер.

В то же время свойство логистической системы проявлять интегративные качества характеризует систему как живую организацию, которая создает новые функциональные возможности. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма – подъемно-транспортная техника, а центральная нервная система – это сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. Данный организм способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Таким образом, логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой (рис. 1.12). В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие (и т.д.) совместно с системами информационного и энергетического обеспечения. Цель такой логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Рис. 1.12. Структура и границы логистической системы

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства, финансовые средства Ф1. Они в виде вещественного потока ВП1 поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь складируются и затем уходят из системы в потребление в виде потока ВП2 на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы от потребителя Ф2.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа "уплаты денег – получения денег" (см. рис. 1.12).

Эффективность функционирования такой системы определяется соотношением финансовых средств Ф2 и Ф1 таким образом, что если Ф2 >> Ф1 то качественные показатели ВП2 лучше показателей ВП1.

Логистические системы можно разделить на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система управления вещественными и обеспечивающими потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого информационно-логистического и экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий при транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем управления либо систем CALS-технологий, либо информационных систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, обеспеченные системой управления. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействий бестоварная, большей частью с информационной и энергетической логистикой. Это отдельные подразделения внутри фирмы либо объединения другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем с однонаправленными потоками и три их разновидности с обратными связями (рис. 1.13):

логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 1.13, а и б);

эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 1.13, в и г);

гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 1.13, д и е).

Рис. 1.13. Принципиальные схемы логистических систем различного вида