Логика как наука

Формальная логика, как и любая наука, имеет свои объект и предмет изучения. Объект логики – мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например, такими как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Наиболее распространенное и устоявшееся определение логики следующее.

Логика (др. греч. λόγος – слово, понятие, рассуждение, разум) – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка[1].

Чтобы был понятен смысл данного определения предмета логики, необходимо ответить на следующие вопросы. Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем заключается специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? В чем заключается нормативный характер логики как науки?

Рассмотрим эти вопросы.

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений, с помощью которых человек познает сущность предметов, их закономерные связи и осуществляет рациональные прогнозы.

Познание – это процесс отражения действительности, целью которого – получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (абстрактное мышление).

На чувственной ступени окружающий нас мир познается посредством органов чувств. Основные формы этого познания – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета: цвета, запаха, вкуса, звука.

Восприятие – целостный образ конкретного предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств (образ моря, электропоезда, трамвая и т.п.).

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше (образы родных, близких, любимого человека, своего дома и т.п.). Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим (iтерспектиниым), фантастическим.

Особенности чувственной ступени познания сводятся к следующему: данная ступень свойственна животному миру; она связана с первой сигнальной системой, т.е. с органами чувств; позволяет отразить все виды физических взаимодействий.

Рациональное познание (абстрактное мышление) обладает особенностями, отличающими его от чувственного познания.

К особенностям абстрактного мышления относятся:

а) активный и целенаправленный характер;

б) отражение действительности в обобщенных образах;

в) опосредованное отражение действительности;

г) неразрывная связь с языком.

Формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – мысль, в которой отражаются существенные, общие и отличительные признаки отдельного предмета или класса предметов.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. При этом суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам получают вывод.

Главная отличительная особенность рационального познания заключается в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание также называется вербальным (т.е. словесным).

Язык – это система знаков, служащих для восприятия, переработки, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Языки называют естественными, возникшими стихийно в процессе общения, и искусственными, созданными сознательно для каких-либо целей.

Язык при его использовании в практической деятельности человека выполняет множество функций, например служит средством общения между людьми, с его помощью передаются чувства человека, эмоции и т.д. Но главной в аспекте логического анализа языка является его познавательная функция, поскольку именно с помощью языковых средств мы фиксируем информацию об окружающей действительности, осуществляем различные интеллектуальные процедуры по переработке этой информации.

К основным формам, с помощью которых отражается действительность в мышлении, относятся указанные выше формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение (простейший вид рассуждения).

Последний вопрос, на который необходимо ответить при определении предмета логики: в чем состоит нормативный характер этой науки, поскольку реальная практика мыслительных операций исследуется в логике с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам и правилам этой науки. Иначе говоря, логика стремится не столько к тому, чтобы выяснить, как рассуждает тот или иной человек, как он образует понятия и пользуется ими, сколько к тому, чтобы установить, правильно ли он рассуждает, правильно ли он оперирует понятиями.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление – такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Например исходя из суждений: "Если идет дождь, то асфальт мокрый" и "Дождь идет" можно с уверенностью сделать вывод: "Асфальт мокрый". Но неправильно делать вывод: "Если идет дождь, то асфальт мокрый" и "Асфальт мокрый, следовательно, шел дождь", так как дорогу могла полить, например, поливальная машина.

Следует обратить также особое внимание на различия между истинностью, формальной правильностью и достоверностью рас– суждений, которые характеризуют различные аспекты познавательной деятельности человека.