Лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц

Коммерческие организации, как правило, могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Действия лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий и некоторые иные связанные с ними действия именуются лицензированием.

В роли лицензирующих органов выступают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этих видов деятельности. Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

– разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;

– разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

– деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

– деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

– производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

– разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;

– деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

– эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

– деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны);

– оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

– деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

– деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

– частная охранная и частная детективная (сыскная) деятельность;

– телевизионное вещание и радиовещание;

– космическая и фармацевтическая деятельность;

– деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный Законом о лицензировании перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом.

К заявлению прилагаются:

– копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Это решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Закон о лицензировании подробно регламентирует перечень сведений, подлежащих включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, а также в саму лицензию; порядок формирования и ведения лицензионного дела соискателя лицензии; порядок представления лицензирующим органом дубликата и копии лицензии; порядок переоформления лицензии, организации и осуществления лицензионного контроля, приостановления, возобновления, прекращения действия, аннулирования лицензии, формирования государственного информационного ресурса, ведения реестра лицензий и предоставления информации по вопросам лицензирования (ст. 15–21 Закона).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения Закона о лицензировании не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельности по проведению организованных торгов;

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности.

Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Кроме того, особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

Например, в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 утверждены Положение о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности, Положение о лицензировании частной охранной деятельности и Правила ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него.

Одновременно Закон о лицензировании наделил необходимыми полномочиями в области лицензирования Правительство РФ, лицензирующие органы и должностных лиц последних, а также предусмотрел возможность передачи полномочий Российской Федерации, органам государственной власти ее субъектов.

В соответствии со ст. 5 Закона к полномочиям Правительства РФ в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение типовой формы лицензии;

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.

В свою очередь, к полномочиям лицензирующих органов относятся, в частности:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируются административными регламентами, такими как Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), утвержденный приказом Минкомсвязи России от 18.04.2012 № ИЗ.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании и разд. X ЖК[1].