Литература и искусство в России XVIII в.

Расцвет литературы и искусства в XVIII в. определялся петровскими преобразованиями, положившими начало коренным изменениям в общественно-исторической обстановке.

Ведущим направлением в литературе и искусстве стал классицизм. Для него характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, обличение недостатков, идеи государственности и чувства долга, наличие положительного героя, подражание античному культурному наследию. В конце XVIII в. появилось новое течение – сентиментализм с яркой эмоциональностью, повышенным интересом к человеку, его чувствам и переживаниям.

В области литературы классицизм был представлен В. К. Тредиаковским, сформировавшим принципы русского стихосложения (поэма "Тилемахида"), А. П. Сумароков (комедия "Чудовища"), Образцом русского классицизма считается поэма М. М. Хераскова "Россияда". Литература оставалась доступной в основном высшим классам. Типичным для XVIII в. был "поэт дворянства" Г. Р. Державин (оды "Фелица", "Властителям и судьям"), В жанре классицизма написаны комедии Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль". Сентиментализм проявился в творчестве Н. М. Карамзина ("Бедная Лиза"). Популярностью читающей публики пользовались французские романы. В конце века стало складываться обличительно-революционное направление в литературе, представленное А. Н. Радищевым ("Путешествие из Петербурга в Москву", ода "Вольность").

В живописи классицизм нашел отражение в полотнах A. П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой"), Ярко проявился жанр в парадных портретах В. Л. Боровиковского ("Портрет А. Б. Куракина"), Д. Г. Левицкого (портрет Екатерины II). В творчестве этих же портретистов присутствовали черты сентиментализма и реализма: портреты Н. И. Новикова, воспитанниц Смольного института Д. Г. Левицкого, портрет М. И. Лопухиной B. Л. Боровиковского. Ярким представителем сентиментализма был Ф. С. Рокотов ("Неизвестная в розовом платье", "В. Е. Новосильцова"). Крепостные художники стали основоположниками жанровых картин, изображавших быт простого народа: М. Шибанов ("Крестьянский обед", "Сговор"), И. А. Еремеев ("Поющие слепые", "Нищие"),

В области скульптурного искусства наибольшую известность получили Ф. И. Шубин (скульптурные портреты М. В. Ломоносова, Павла I, П. А. Румянцева), М. И. Кохчовский (Екатерина II в образе античной богини Минервы, памятник А. В. Суворову), Э. Фальконе (памятник Петру I).

В архитектуре на смену барокко (Зимний дворец В. В. Растрелли) пришел классицизм. Его крупнейшими представителями были В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М. В. Казаков (здание Сената в Кремле, Голицынская больница – ныне Первая градская, Московский университет), И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге). Сентиментализм проявился в садово-парковой архитектуре, где модными стали всевозможные гроты, беседки для уединения и т.д.

В 1735 г. в Петербург была приглашена итальянская опера. Позже появилось несколько русских опер, написанных на итальянский манер. 1738 г. – открыта первая балетная школа. 1750 г. – создан первый профессиональный театр в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова, преобразованный царским указом в 1756 г. в государственный театр. В усадьбах дворянской знати стали создаваться крепостные театры. Среди них наибольшую известность получил театр Шереметевых в Останкине.

Выход России из эпохи средневековья, прорыв к европейской цивилизации способствовали расцвету русской светской, дворянской культуры. Основная масса населения страны – крестьянство и значительная часть горожан – жила в условиях традиционной, патриархальной культуры.

Павел I

Павел I (1796– 1801) занял российский престол вопреки желанию своей матери Екатерины II. Между ними существовали крайне неприязненные отношения. Своим первым шагом новый император амнистировал лиц, репрессированных Екатериной: Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Т. Костюшко.

Основное направление внутренней политики Павла оставалось продворянски м. Он продолжил практику раздачи государственных крестьян помещикам, подтвердил запрет самовольного перехода крестьян от одного владельца к другому, установил штраф за прием беглых крестьян.

В то же время Павел предпринял попытку резкого укрепления и усиления государства. Оно в его представлении являлось подобием средневекового рыцарского ордена с жесткой вертикалью власти и дисциплиной, где все слои населения выполняют свои функции, жизнь каждой общественной группы и индивида строго регламентированы.

Стремясь к созданию своего идеала, он ограничил дворянские вольности и привилегии: обязал дворян служить, разрешил подвергать их телесным наказаниям, отменил дворянские губернские собрания. В армии и государственных учреждениях насаждалась палочная дисциплина, мелочная регламентация, прусские порядки. Многие дворяне подверглись увольнению с военной и гражданской службы, другим видам опалы. В 1797 г. был принят новый закон о престолонаследии, который отменял соответствующий указ Петра I о назначении действующим императором своего наследника и устанавливал порядок перехода трона к старшему сыну, а при его отсутствии к старшему брату.

Павел принял ряд мер, направленных на ограничение крепостничества, например, рекомендовал ограничить помещичью барщину тремя днями в неделю, предписал губернаторам следить за отношением помещиков к крепостным и при получении сведений о жестокостях дворян заключать их в монастырь. Пытался император облегчить положение низших армейских чинов: запрещал рукоприкладство офицеров, использование солдат в качестве домашних слуг, награждал деньгами и землями отличившихся солдат.

При Павле I продолжалось развитие образования. Были открыты новые образовательные учреждения, расширялась сеть духовных семинарий и военных училищ. В то же время, стремясь не допустить проникновения в Россию французских революционных идей, был ограничен выезд российских подданных за границу, ужесточалась цензура.

Борьбой с революционной Францией в период начала царствования Павла I определялась его внешняя политика. Россия оставалась активным участником антифранцузской коалиции. Русские войска под командованием А. В. Суворова сражались с французскими армиями в Северной Италии и Швейцарии. К 1799 г. относится их знаменитый переход через Альпы. В конце царствования Павел I внезапно заключил союз с Наполеоном и разорвал отношения с Англией.

Политика, проводимая Павлом I, вызывала недовольство дворянства. К тому же император отличался крайней психической неуравновешенностью. Он был непредсказуем в своем поведении и в отношениях с людьми. Это еще больше раздражало столичное служилое дворянство. В его среде созрел заговор. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в стране произошел последний в истории дворцовый переворот: Павел был убит заговорщиками. Власть в стране перешла к его сыну Александру I, посвященному в их планы.