Заключение

Как было сказано во введении становление любой науки проходит четыре стадии. Интерпретируем состояние реализации этих стадий для становления теории информационных систем как научного направления.

1. Определение места теории информационных систем среди других научных направлений. Систематизация и классификация ИС.

На основе приведенных в гл. 1 и 2 сведений о структуризации информатики, определении места теории и классификации информационных систем можно сделать вывод о том, что первая стадия становления и развития этой теории и как науки пройдена.

В то же время представляется, что принятую на рис. 2.1 классификацию ИС можно, в свою очередь, структурировать более детально. Развития и постоянной корректировки требует классификация ИС специального назначения, поскольку в настоящее время информационные технологии активно развиваются и на их основе создаются новые программные продукты и платформы.

2. Углубленное изучение информационных систем, их элементов, структуры и принципов функционирования.

В структуре информатики выделены информационные элементы, информационные процессы и информационные системы.

Виды, структуры, возможности информационных элементов (включая формы регистрации и хранения информации, технические средства сбора, передачи, хранения, обработки, представления информации) в настоящее время достаточно хорошо изучены и представлены в литературе, рассматриваются во многих монографиях и учебных пособиях, изучаются в различных дисциплинах: "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации", "Операционные системы", "Базы данных", "Программная инженерия", "Алгоритмизация и программирование" и т.п. Изучаются как самостоятельные специальные дисциплины: "Информационные системы и технологии", "Проектирование информационных систем", "Моделирование бизнес-процессов".

Для исследования информационных процессов активизировалось применение предложенного в 1970-е гг. функционально-технологического (процессного) подхода, реализуемого на основе предложенной в 1990-е гг. методологии SADT и семейства IDEF-технологий, которые служат полезным инструментом для анализа процессов в информационных системах.

Кроме того, информационные процессы как процессы возникновения и распространения научно-технической информации исследуются на основе закономерностей информетрии, что рассматривается в гл. 7.

В данном учебнике рассмотрены основные сведения об информационных системах: их виды и особенности построения и проектирования, теоретические основы разработки АИС и АСУ предприятия (организации), включая принципы формирования структуры функциональной и обеспечивающей частей, принципы выбора готовых программных продуктов (гл. 4); приведены основные сведения о документальных информационно-поисковых системах (ДИПС), включая понятие об информационном поиске и информационно-поисковой системе, информационно-поисковом языке, системе индексирования, логике ИПС, критериях смыслового соответствия, критериях оценки ИПС (гл. 6); дано представление о документально-фактографических информационно-поисковых системах (ДФИПС), о системе нормативно-методического обеспечения управления (СНМОУ) предприятия (организации) и ее автоматизированном варианте (АСНМОУ) как информационной системе типа ДФИПС (гл. 6).

3. Формирование научной методологии и методик исследования информационных систем и их компонентов, использование методов точных наук, формальных методов и моделей.

К настоящему времени в информатике и теории информационных систем получен ряд методологических и методических результатов:

• в 1970-е гг. для управления разработками АСУ и ГАСНТИ подготовлены Общеотраслевые методические материалы, регламентирующие разработку АИС и АСУ, Единый порядок и технические условия разработки и внедрения автоматизированных подсистем обработки, поиска, хранения, выдачи и передачи информации, Техническое задание на совершенствование Единой системы научно-технической информации в стране, которые можно считать стандартами того периода;

• в 1990-е гг. разработана методология структурного анализа и проектирования SADT – (Structured Analysis and Design Technique), представляющая собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Компьютерная реализация методологии SADT получила название IDEF (Icam DEFinition или Integrated DEFinition). Для реализации моделей бизнес-процессов применяются автоматизированные средства – BPWin, ARIS, язык UML (Unified Modeling Language – Унифицированный язык моделирования);

• для управления ИТ-проектами корпоративных информационных систем предприятий разработаны разнообразные многочисленные стандарты [1];

• разработаны подходы к проектированию систем, методики проектирования и выбора информационных систем для конкретных организаций (гл. 5) и анализ подходов (см. параграф 8.3); при разработке ИС находят применение различные расчетные модели оценки их эффективности;

• при создании автоматизированных систем научно-технической информации разработана теория информационного поиска и документальных информационно-поисковых систем (гл. 6);

• при создании систем нормативно-методического обеспечения управления разработан подход, принципы создания многоконтурных автоматизированных систем нормативно-методического обеспечения управления (гл. 7);

• исследованы закономерности информетрии (гл. 4), базирующиеся па применении статистических методов и помогающие в исследовании информационных потоков и совершенствовании процесса информационного поиска;

• при разработке структуры обеспечивающей части АИС применен подход постепенной формализации модели, основанный на применении методов дискретной математики для доказательства адекватности формализованных моделей;

• разработана концепция многоуровневой информационной системы (см. параграф 8.5);

• для исследования взаимосвязей между стратами многоуровневой информационной системы предложено использовать формальные модели, основанные на применении методов организации сложных экспертиз, базирующихся на идее метода решающих матриц Г. С. Поспелова и информационном подходе к анализу систем А. А. Денисова.

Таким образом, в теории информационных систем применяются статистические методы, некоторые расчетные модели, методы дискретной математики, модели организации сложных экспертиз, основанные на формализованных методах.

В то же время формальные математические методы и оптимизационные модели в современной информатике и теории информационных систем применяются недостаточно, т.е. эту стадию развития теории информационных систем еще нельзя считать завершенной.

4. Развитие теоретического компонента – выработки понятий, категорий, методологических установок, создания теоретических концепций, формирования категориального аппарата.

В современной литературе существует множество определений информатики и информационных систем. Это происходит оттого, что данная область знаний относительно новая и соответствующий понятийный аппарат не совсем устоялся.

В процессе разработке АСУ и АИС сформировалась определенная терминология (гл. 4). При создании автоматизированных систем научно-технической информации разработана теория информационного поиска, теория документальных и документально-фактографических информационно-поисковых систем, введен ряд специальных понятий, таких как ПОД и ПОЗ, парадигматические и синтагматические отношения, критерии смыслового соответствия, критерии оценки – релевантность, пертинентность и т.д. (гл. 5 и 6). При разработке специализированных информационных систем применяется терминология, удобная для конкретных приложений.

Таким образом, к настоящему времени сложились комплексы понятий, категорий, методологических установок, теоретических концепций, ориентированных на разработку и применение информационных систем разного вида и назначения. Подготовлен словарь-справочник [17], учебники и учебные пособия.

В то же время обобщающие понятия категориального аппарата теории систем, обеспечивающие взаимопонимание специалистов различных областей знаний, в независимо складывающихся теориях информационных систем разных видов трактуются неодинаково.

Например, понятие "цель".

Применительно к информационным системам в технических приложениях "цель" трактуется как требования к проектируемой системе.

В социально-экономических организациях "цель" трактуется и как назначение, миссия (для внешней среды), и как цели и функции организации, и как потребности ее сотрудников. Для того чтобы индивидуальные потребности были подчинены целям и задачам организации, в теории автоматизированных систем управления введено понятие функциональной части АСУ, что позволяло проще решить проблему целей и потребностей. Структура ФЧ АСУ формируется на основе анализа целей и функций организации и включает подсистемы и задачи, подлежащие автоматизации в соответствующий период планирования работ по созданию АСУ (для удобства вводилось понятие первой, второй и тому подобной очереди АСУ).

В теории научно-технической информации, документальных ИПС вместо понятия "цель" вводится понятие "информационные потребности", которое первоначально было довольно жестко "привязано" к индивидуальным потребностям, но в последующем стало исследоваться применительно к потребностям организаций.

Различные названия присваивают неделимым элементам или компонентам системы и способам их отображения: в АИС – базы данных и кодирование, в документальных ИПС – информационные массивы и индексирование с помощью информационно-поискового языка в форме ПОД и ПОЗ.

По-разному называют и исследуют информационные процессы: документальные информационные потоки в документальных системах НТИ, бизнес-процессы в АИС и АСУ, организационно-технологические процедуры подготовки и реализации управленческих решений в АСНМОУ.

Неоднозначно используется и понятие "структура".

Если в системах научно-технической информации сохраняется понятие структуры ИПС, то для объединения разнообразных баз данных, используемых для управления предприятием, введено понятие архитектуры предприятия, архитектуры приложений, архитектуры данных, технологической архитектуры, что позволяет кратко охарактеризовать структуры различных страт многоуровневой ИС: страты данных, программных приложений, клиент-серверов, технологической страты, ИС предприятия в целом (архитектура предприятия). При этом понятия структуры и архитектуры используются неоднозначно: либо под понятием "структура" подразумевается конфигурация ИС ("структура архитектуры" у Захмана), либо существует точка зрения, в соответствии с которой под архитектурой понимается описание системы с точки зрения конечных пользователей и интерфейсов взаимодействия с внешней средой, т.е. внешний взгляд на ИС, а структуру ИС описывают в виде взаимодействующих между собой подсистем, т.е. как внутреннюю конфигурацию ИС. При этом структура представляется в форме древовидной или стратифицированной иерархии, а полученные структурные единицы, в свою очередь, могут быть представлены в виде архитектурного описания по отношению к внешним структурным единицам. Благодаря возросшим возможностям вычислительной техники и особенно в результате появления персональных ЭВМ, первоначально развивавшиеся как самостоятельные направления теория построения и функционирования ЛИС и теория поиска в документальных ИПС сближаются, происходит взаимное проникновение принятых в них понятий, принципов и теоретических положений.

В частности, по мере роста объемов и усложнения структуры ЛИС возникает необходимость в заимствовании понятий теории информационного поиска, разработанной ранее для систем НТИ (в частности, понятия тезауруса, многоконтурности ИПС и т.п.).

В свою очередь, в решении проблемы разработки ИПЯ с высокими смысловыражающими возможностями может помочь структуризация, которая исходно была основой классификации и кодирования информации в ЛИС и АСУ, а при разработке систем НТИ могут оказаться полезными понятия функциональной и обеспечивающей частей, введенные в нормативных документах но разработке ЛИС и АСУ.

Для развития теории информационных систем как науки в гл. 8 предложены концепции, базирующиеся на исследовании закономерностей информетрии и их применения.

В гл. 8 проведен анализ концепции архитектуры предприятия, концепции ситуационных центров, возможностей применения для развития теории информационных систем подходов, принципов и моделей теории систем и системного анализа. Предложены обобщенное определение информационной системы, реализующее системно-целевой подход, и на этой основе – концепция многоуровневой информационной системы.

Важным направлением развития теории информационных систем является развитие методов семантического анализа информации, которые исследуются в самостоятельно развивающихся направлениях теории информационных систем – теориях интеллектуальных систем и анализа текстов. Представляется также перспективным продолжить исследования семантики текстовой информации, начатые в 1960–1970-е гг. на базе математической лингвистики и приостановленные развитием средств сети Интернет, которые, обеспечивая поиск информации по ключевым словам, не решают проблему релевантности поиска (нередко возникает большой "шум", избыточность выдачи) и проблему помощи пользователю в осуществлении ее семантического анализа.