Литература Древнего Рима. Ранний период

Литература Древнего Рима возникла и достигла расцвета значительно позже древнегреческой и всегда испытывала ее большое, плодотворное влияние. Однако это воздействие не следует чрезмерно преувеличивать. Римская литература имела свое неповторимое своеобразие и обогатила мировую качественно новыми достижениями и художественными ценностями.

Литература Рима возникла на почве древнейшей устной народной поэзии, памятники которой до нас не дошли. Изначальные формы религиозных верований у римлян были примитивней и наивней древнегреческих. В отличие от греческой, ранняя римская религия была лишена антропоморфизма, и потому не могла стать почвой искусства. Лишь позже, под влиянием этрусской и греческой религий, римляне "очеловечивают" своих богов, а затем усваивают древнегреческие религиозные представления, ограничиваясь переименованием эллинских богов.

Первый национальный римский поэт - Аппий Клавдий (конец IV - начало III в. до н.э.) предстал смелым политическим реформатором, придававшим литературе общественное значение. Свой взгляд выразил в сборнике "Сентенции" - кратких афористических высказываниях на все случаи жизни (например, "Всяк своего счастья кузнец" и др.).

Но на путь самостоятельного творческого развития римская литература становится только со времени Пунических войн (264-241 и 218-204 гг. до н.э.). Победа в этих войнах вызвала быстрый рост экономического могущества Рима, способствовала формированию художественной литературы, зачинателем которой стал Ливии Андроник - пленный грек, организовавший в Риме школу для знатной молодежи. Он впервые в Европе осуществил литературный перевод - вольно пересказал латинским гекзаметром "Одиссею" Гомера и переделал несколько древнегреческих трагедий, приспособив их к вкусам римского зрителя. Его ученики и продолжатели - первые классики римской литературы Невий, Энний и Плавт.

Особенности древнеримской комедии и творчество Плавта. Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н.э.) - крупнейший древнеримский комедиограф - был профессиональным актером. Опираясь на традиции греческой новоаттической комедии, он не был простым подражателем и придал римской комедии специфические национальные качества, способствовал формированию особенностей самой театральной техники Рима.

Полностью до нас дошли 20 комедий Плавта ("Амфитрион", "Клад", "Вакхиды", "Хвастливый воин", "Псевдол", "Пленники", "Канат" и др.), все они принадлежат к жанру так называемой паллиаты (комедии плаща). Действие римской паллиаты переносилось в Грецию, характеры в ней столь же стабильны, как и типы новоаттической комедии (хвастливый воин, скупой сводник, гетера, услужливый раб, бессовестный и наглый паразит и т.п.), постоянно использовался прием контаминации (перенесение ситуаций из различных древнегреческих пьес в художественную ткань паллиаты).

Плавт обогатил (новоаттическую) комедию сочным и ярким комизмом, ввел музыку, пение, танцы, лирические номера и буффонаду (грубые перебранки и потасовки). Он стремился укрепить добродетели республиканского Рима, язвительно бичуя наемников, которые внезапно обогащаются во время грабительских войн. Плавт критикует невежество, суеверие, жадность ("Хвастливый воин").

Психологически глубже комедия "Клад", в которой вскрыта растлевающая сила золота: впервые в мировой литературе создан образ скряги, разрывающего ради золота и обогащения семейные и родственные связи, теряющего человеческий облик. Но по законам комедийного жанра, предполагающего победу добра, старик Эвклион возвращается к себе прежнему и отдает злополучный клад в приданое дочери.

Дошедшие до нас комедии Плавта можно разделить на три группы: комедии характеров, комедии из семейной жизни и комедии-фарсы, причем некоторые из них сам Плавт определял термином "трагикомедия". Политически умеренный, он никогда не поднимался до критики основ римского рабовладельческого строя, ограничиваясь нападками на ростовщичество, спекуляцию, сутяжничество. Оптимизм Плавта опирался на патриотический подъем и выражал дух предприимчивости, охвативший широкие слои римского общества в связи с победоносным завершением Пунических войн. Комедии Плавта оказали заметное влияние на европейских драматургов - Шекспира, Мольера, Островского.

Публий Теренций Афр (185-159 гг. до н.э.) - классик ранней римской драматургии, родился в Карфагене и попал в Рим в качестве военнопленного. Теренцию принадлежит шесть драм: "Девушка с Андроса", "Самоистязатель", "Евнух", "Братья", "Свекровь". В сущности, он лишь искусно переделывал греческие комедии. Близкий к эллинофильской либеральной аристократической группе Сципиона Младшего с ее стремлениями к примирению общественных противоречий, Теренций разрабатывал преимущественно морально-этическую проблематику, утверждая высокие нравственные ценности - взаимное доверие и уважение, доброту и благожелательность, придерживаясь во всем "золотой середины". Гуманность и просветительская направленность творений Теренция объясняют особый интерес к нему со стороны Дидро и Лессинга, опиравшихся на авторитет Теренция для теоретических обоснований принципов так называемой мещанской драмы.

Особым успехом всегда пользовалась комедия "Братья", в которой противопоставляются две системы воспитания: староримский домострой и свободная эллинская. Автор, сторонник человечности, все же смягчает противоречия, старается обходить все острые углы, что заметно ослабляет творческие возможности Теренция: его серьезные, спокойные комедии не имели успеха в Риме (Юлий Цезарь ценил его изящный стиль, но называл язвительно "полуменандром", имея ввиду отсутствие "силы").