Лекция 51. Литература ГДР: Анна Зегерс

Держава, что возникла в дни невзгод

Из мук народа для его защиты,

Твоя черта с душой народа слиты,

Ведь ты его сознанье и оплот.

И. Бехер

После разгрома фашизма Германия оказалась расколотой на два государства. 1 октября 1949 г. была образована ГДР – Германская Демократическая Республика, просуществовавшая 40 лет (1949–1989). Она пользовалась активной политической и экономической поддержкой Советского Союза и считалась форпостом социализма в Европе, пребывая в постоянном противостоянии с ФРГ, особенно после возведения Берлинской стены (1961), положившей конец бегству ее жителей в Западную Германию. Литература ГДР, в которой были представлены как маститые художники, начавшие свой творческий путь после Первой мировой войны, так и представители нового писательского поколения, добилась заметных художественных успехов, хотя и испытывала негативные результаты жесткого идеологического пресса.

Последние книги ветеранов

После 1945 г., вернувшись из эмиграции, многие писатели-коммунисты, а также писатели левых убеждений, обосновались в ГДР.

Иоганнес Бехер (1891 – 1958) принял активное участие в возрождении демократической культуры, выпустил несколько стихотворных сборников, а также трудов теоретического характера, сочетая литературную и общественно- политическую деятельность в качестве министра культуры. Бертольт Брехт (1898–1956), один из крупнейших новаторов театра и драмы XX в., вернувшись из США, до последних дней продолжал интенсивную работу как драматург эпического театра и режиссер "Берлинского ансамбля". Бернгард Келлерман (1879–1951) завершил свой путь одним из лучших антифашистских романов "Пляска смерти" (1948). Арнольд Цвейг (1887–1968) по возвращении из эмиграции в ГДР был увенчан многочисленными наградами и званиями, завершает дело всей своей творческой жизни – цикл романов о Первой мировой войне "Большая война белых людей". Фридрих Вольф (1888–1953), яркий представитель пролетарской драматургии, в годы войны, находясь в СССР, ведет вместе с И. Бехером пропагандистскую работу, а по возвращении в ГДР пишет одну из лучших своих пьес "Томас Мюнцер".

Творчество Анны Зегерс

Анна Зегерс (1900–1983; настоящее имя Нетти Радвани, урожд. Рейлинг) стала одной из ведущих фигур литературы ГДР, уже после международного писательского признания. Получив серьезные гуманитарные познания в Кельнском, а затем Гейдельбергском университете, где защитила диссертацию, Зегерс в середине 1920-х гг. сближается с левыми и дебютирует повестью "Восстание рыбаков" (1928), за которую была удостоена престижной литературной премии Клейста. В дальнейшем включается в движение пролетарских писателей, в 1930-е гг. – активная участница антивоенных и антифашистских конгрессов. Ее романы "Спутники" (1932), "Оцененная голова" (1933) и "Путь через февраль" (1937) запечатлели разные этапы борьбы против фашизма и реакции в предвоенной Европе. В 1930-х гг. как и многие писатели-антифашисты, Зегерс эмигрирует вместе с детьми во Францию, а оттуда после оккупации страны фашистами буквально чудом успевает на корабле отплыть в Мексику, где находится до 1947 г.

Там был завершен ее знаменитый, ставший хрестоматийным роман "Седьмой крест" (1938–1939). Художественно убедительно и психологически достоверно он воссоздавал жизненные реалии нацистской Германии в канун войны, показывал зарождение сопротивления нацизму.

Семь узников концлагеря Вестгофен, участвовавшие в осушении болота, осуществляют побег. Комендант Фаренберг в назидание заключенным приказывает воздвигнуть семь крестов, на которых будут пытать беглецов. И действительно, один за другим выловлены шесть беглецов. Но седьмой крест остается "незанятым". Этот спасшийся молодой человек – Георг Гейслер. Драматическая история того, как после мытарств узнику удалось скрыться, а затем и покинуть Германию, позволяет Зегерс показать и ситуацию в стране, и реакцию на побег людей, живущих при нацизме. Здесь и обыватели, пребывающие в трусливом оцепенении, озабоченные лишь собственной безопасностью, и те, кто поддерживает нацизм из-за выгоды или по убеждению, и те, кто внутренне не приемлет режим по разным мотивам, но оказывает ему помощь. За Георгом Гейслером не только сочувствующие. Его друзья – коммунисты, благодаря которым он переправлен за границу. В тяжелейших испытаниях для молодого Гейслера моральной опорой стали уроки, преподанные ему ветераном компартии, несгибаемым Валлау.

Между тем, писательница ничего не приукрашивает, не преувеличивает силы антифашистского сопротивления. Вырвавшийся из лагеря Георг Гейслер с горечью наблюдает, сколь глубоко укоренены в людях страх и откровенная трусость, сколь велико число тех, кто приняли режим и к нему приспособились. В романе, отмеченном мастерством его автора, ярко выражен национальный колорит. Г. Л. Моты- лева, знаток зарубежной литературы XX века, автор монографии о Зегерс (1953), лично знакомая с писательницей, так характеризует это произведение: "“Седьмой крест” отмечен исключительным разнообразием и изобилием деталей в воспроизведении быта, нравов, неповторимого облика немецких городов и деревень. Живая национальная специфика ощутима и в языке романа, богатом и красочном, широко вмещающем в себя, наряду с литературной книжной речью, и разговорное просторечье..."

Этот и последовавший за ним роман Зегерс "Мертвые остаются молодыми" служат опровержением бытующего среди части литературоведов представления, согласно которому книги писателей левых убеждений и социалистической ориентации неизбежно оказываются эстетически бледными и маловыразительными.

Роман "Мертвые остаются молодыми" (1948), над которым Зегерс работала еще в 1930-е гг., был завершен после войны. В нем писательница в полной мере проявила свое масштабное эпическое дарование. Это был роман-раздумье, художественный анализ открывшихся уже после войны причин, позволивших фашистам прийти к власти. Эта проблема, как подчеркивалось, заботила больших художников – Томаса Манна ("Доктор Фаустус"), Генриха Манна ("Обзор века"), Б. Келлермана ("Пляска смерти") и др. После падения фашизма для писательницы сложились и концепция романа, и определились хронологические рамки повествования – 1919–1945 гг. В этот исторический отрезок происходят судьбоносные события в истории Германии. Сюжет столь же емок и оригинален, как и в "Седьмом кресте". Он дает возможность для широкого исторического, социального и психологического анализа. Точка отсчета – январь 1919 г.: зверское убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта. В это же время группой реакционных офицеров без суда и следствия расстрелян рабочий революционер Эрвин. В дальнейшем повествование выстраивается как воспроизведение жизненных историй пяти палачей, участников в казни невинного человека. Все они также погибнут. В романе с его притчевым началом торжествует неотвратимость исторического возмездия за преступление. Оно наступило в 1945 г. Все пятеро по-своему типичны, олицетворяют определенные социальные группы Германии, что, однако, не лишает их рельефной индивидуальности.

Клемм – рейнский промышленник, мечтающий о реванше, а потому как финансовый туз разделяет националистические идеи и готовит нацистскую молодежь. Его денщик Беккер не рабски ему предан. Когда же Клемм увольняет Беккера, то холоп бунтует и убивает и себя, и своего хозяина. Потомок прусского дворянского рода Венцлов, законопослушный солдафон, безропотно подчиняющийся любым бесчеловечным приказам: он убивает и спартаковца, а потом и его сына, солдата вермахта, решившего под Сталинградом перейти на сторону русских. Еще один палач – Ливен, остзейский барон, циничный и аморальный, примыкает к нацистам как наемник, желающий себя повыгоднее продать. Другая важная фигура – крестьянин Надлер, участник Первой мировой войны, почувствовавший вкус к грабежу и насилию. Носитель собственнической психологии, он примкнул к фашистам, лелея перспективы обогащения. Сначала мы встречаем его в рядах штурмовиков, охотника до погромов и насилий, а позже младшим офицером вермахта, худшего образчика оккупанта.

Роман – произведение сложной архитектоники. В нем богатейшая характерология. Особую роль играют представители революционной традиции: она представлена рядом персонажей, но прежде всего Эрвином и его сыном Гансом. Они погибли. И одна из ключевых фраз романа в его зачине звучала так: "Революция была молода, как и Эрвин". Убивая сына Эрвина Ганса, Венцлов думает: "Казалось, что смерть бессильна перед ним... но каким он остался молодым!" В этих словах – смысл романного заголовка.

Последующие годы Зегерс – руководитель Союза писателей ГДР (1958), видный деятель движения за мир, увенчанная самыми престижными наградами. В глазах критиков она пример воплощения принципов соцреализма в зарубежной литературе. Приверженная партийной идеологии и социальному заказу, Зегерс стремится воплотить в двух широкоформатных романах – "Решение" и "Доверие" – процессы становления нового общества и рождение социалистического сознания. Но произведения эти, вопреки официальным похвалам, невыразительны и уступают ее лучшим романам 1930–1940-х гг. Это было очевидно и самой Зегерс, которая в критических работах, словно споря с собственной художественной практикой, осуждает догматизм, "заданность", схематизм. Она отходит от крупной эпической формы, ищет новые художественные средства, а в последние годы удачно осваивает сюжеты, связанные с фантастикой. В СССР в 1984–1986 гг. вышло собрание ее сочинений. Ее лучшие книги, такие как "Седьмой крест" и "Мертвые остаются молодыми", остаются в истории литературы Германии.