Литература

Если раньше литературным творчеством занимались главным образом ученые монахи, то теперь, в эпоху русского Возрождения, за перо берутся представители разных сословий. Ликвидируется разрыв между устной словесностью и письменностью, в рукописную книгу проникают фольклорные тексты. От первой половины XVII в. до нас дошли старинные образцы раешного стиха, древнейший сборник заговоров, первые списки устно-поэтического "Сказания о киевских богатырях" и песни о Гришке Отрепьеве.

В Смутное время не было цензуры, поэтому писатель мог свободно размышлять и изображать то, что он хочет. Появляется жанр видений, в которых рассказывалось о том, как кому-то что-то привиделось. Главным образом это были видения духовного содержания, по которым пытались определить будущее. Некоторые традиционные жанры существенно менялись. Так, грамота, первоначально представлявшая собой некое информационное сообщение, приказ или запрет, т.е. являвшаяся деловым, канцелярским жанром, в Смутное время, когда грамоты рассылались в огромном количестве с целью привлечения на свою сторону населения, становилась произведением красноречия, ораторского искусства.

До середины XVII в. литературным языком на Руси был старославянский (на который в Средние века также опирались литературные языки Болгарии, Македонии, Хорватии, Сербии, Моравии и т.д.). Только с середины XVII в., ч то видно в сочинениях Аввакума и бытовых повестях того времени, начинается формирование русского литературного языка, и этот процесс продолжается всю эпоху Возрождения вплоть до А. С. Пушкина. Источником русского литературного языка был язык старославянский, разговорный и фольклорный. В XVIII в. сказки, былины и особенно народные песни из устных становятся письменными, а из письменных – печатными.

В. К. Тредиаковский создал в литературе "высокий штиль" на основе языка священных книг:

Не "голос" чтится там, но сладостнейший "глас"...

Читают "око" все, хоть говорят все "глаз"...

"Высокий штиль" – язык трагедии, поэмы и оды. М. В. Ломоносов создал концепцию трех стилей – высокого, среднего и низкого. Чуть позже Η. М. Карамзин заявил, что высокий слог должен отличаться не словами или фразами, а ОГЛАВЛЕНИЕм, мыслями, чувствованиями.

В дополнение и на смену летописанию в XVII в. пришло историческое повествование – значительные по объему произведения, посвященные какому-либо важному историческому событию. Здесь прежде всего следует отметить исторические повести о Смутном времени, в особенности "Сказание" Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря.

Исторические повести начинают создаваться не только в центре, но и в других регионах России, в том числе в присоединенных областях – в Сибири, на Дону. Дьяком войска Донского Ф. И. Порошиным в 1642 г. была написана "Повесть об Азовском осадном селении", посвященная взятию казаками турецкой крепости Азов и ее героической обороне. Особенностью этого произведения является то, что в нем как бы чередуются канцелярский и фольклорный стили. Как некогда Максим Грек, Федор Порошин был сослан в Сибирь, куда начали ссылать еще в ту далекую пору, непосредственно следовавшую за присоединением Сибири к России.

Житийно-биографические повести

Особенностью русского Возрождения стал интерес к человеческой личности как таковой. Даже царь характеризуется личными чертами. Появляются повести о простых людях, например "Повесть об Ульянии Осоргиной", написанная в 1620–1630-е гг. Хотя в повести использованы все стереотипы житийного жанра, перед нами предстает жизнь частного благочестивого человека, который, умирая говорит: "Слава Богу всех ради, в руки твои, Господи, предаю дух мой, аминь". Повесть написана сыном Ульянин, и это не традиционное житие, а жизнеописание, биография с элементами семейной хроники. Среди добрых дел, которые необходимы для спасения души, на первое место автор ставит повседневные и неустанные труды Ульянин, из-за которых ей некогда даже ходить в церковь. И все же автор явно рассчитывает на канонизацию Ульянии. Основная мысль "Повести об Ульянии" – "спасение в миру", в семье, в родственной любви, в кротости и благочестии. Идеей "спасения в миру" одушевлялась деятельность "боголюбцев" – Ивана Неронова, протопопа Аввакума и др. Эта идея, близкая протестантской этике Западной Европы, в конечном счете способствовала секуляризации литературы как одной из основных черт Возрождения.

В XVIII в. любимым чтением сделалось "Житие Алексия", человека Божия, в котором соединилась польза для души с "умилением".