Литература

На рубеже XVIII–XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму. Его представителями были поэт Г.Р. Державин, писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза"), Но русский сентиментализм продержался недолго. Его вытеснил романтизм, появившийся в героическое время Отечественной войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенностями русского романтизма были интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В.А. Жуковского (1783– 1852), исторических романах А.А. Бестужева-Марлинского (1797– 1837) и М.Н. Загоскина (1789–1852).

Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, который связан, прежде всего, с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и других великих писателей. Для этого направления характерны правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа.

В данный исторический период обозначился интерес к русскому фольклору. Это направление разрабатывали представители славянофильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лирические и исторические народные песни, баллады, было собрано и издано П.В. Киреевским (1808–1856).

Театр и музыка

Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Москве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько театров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции.

Наиболее известными актерами были М.С. Щепкин (1788–1863), П.С. Мочалов (1800–1848), В.А. Каратыгин (1802–1853), заложившие классические традиции русской театральной школы.

В музыкальном искусстве использовались лучшие народные традиции. Композиторы в основном обращались к историческим, героикопатриотическим сюжетам.

Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский (1799–1862). Самым популярным его сочинением стала опера "Аскольдова могила", поставленная в 1835 г. на либретто М.Н. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М.И. Глинка (1804– 1857). Его опера "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.

Принципы реализма и народности широко использовал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813–1869), оперы которого "Русалка" и "Каменный гость" были впервые поставлены в этот период на русской сцене.

Архитектура и скульптура

Для архитектуры первой половины XIX в. характерно продолжение традиции классицизма, который получил название русский ампир.

Для зодчих этого времени отличительной чертой был синтез архитектуры и скульптуры (хотя и не всегда). Ближе к середине XIX в. в России начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архитектуре, которая приобретает все более функционально-утилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамблей и их упорядочению были главными в архитектурно-градостроительной деятельности данного периода.

Выдающимися зодчими, создавшими замечательные памятники, были:

• А.Д. Захаров (1761 –1811), по проекту которого в Петербурге возведено здание Адмиралтейства (1806–1823). Именно от него разошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремленность ввысь задала тон всей городской архитектуре;

• А.Н. Воронихин (1759–1814) – автор проектов Горного института (1806– 1823), а также Казанского собора (1811), с возведением которого ведущая магистраль Петербурга – Невский проспект – приобрела завершенный вид;

• Огюст Монферран (1786–1858) – французский архитектор, по проекту которого в течение 40 лет (с 1818 по 1858 г.) возводился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту были сооружены 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829–1834) – памятник императору Александру 1 и монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.;

• К.И. Росси (1775–1849), с творческой деятельностью которого связаны завершающие работы по формированию центральных петербургских архитектурных ансамблей. По проектам К.И. Росси построены здания Сената и Синода (1829–1834), Главного штаба и министерств на Дворцовой площади (1818–1829), Михайловский дворец (1819–1825) (Русский музей);

• О.И. Бове (1784–1834) – по его проектам в Москве построены Большой театр (1821 –1824), здание Голицынской больницы (1-я градская; 1828–1832), Триумфальные ворота (1827–1834);

• Д.И. Жилярди (1785–1845), который провел огромную работу по восстановлению памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное его строение – старое здание Московского университета (1817–1819). Большинство московских архитектурных сооружений Д.И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А.Г. Григорьевым (1782–1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823–1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818–1823).

Скульптура как вид искусства в первой половины XIX в. существовала и в сочетании с архитектурой и градостроительством, и самостоятельно.

В первом случае показательно творчество П.К. Клодта (1805–1867). Его скульптурная группа "Укротители коней" (1849–1850), установленная на Аничковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа мастера – памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

Талантливым скульптором был Б.И. Орловский (1796–1837), в творчестве которого сочетались точность портретного изображения, классическая строгость и величественность (памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге, 1828–1836).

По проекту И.П. Мартоса (1754–1835) в 1818 г. был установлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.

Живопись

Русское изобразительное искусство развивалось в первой половине XIX в. в рамках различных художественных направлений: романтизма, классицизма, реализма.

О.А. Кипренский (1782–1836) относился к романтикам в живописи; его кисти принадлежат великолепные портреты А.С. Пушкина (1827), В.А. Жуковского (1816), Е.П. Ростопчиной (1809) и др. В.А. Тропинину (1776–1857) была больше свойственна реалистическая манера письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа ("Кружевница"), Создал также галерею портретов героев Отечественной войны 1812 г. (атаман М.И. Платов, партизан А.С. Фигнер, генерал П.И. Багратион и др.).

Классическое направление в живописи было представлено творчеством К.П. Брюллова (1799–1852), писавшим как полотна на исторические сюжеты ("Последний день Помпеи", "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г."), так и парадные портреты ("Всадница"), а также картинами А.А. Иванова (1806–1858) религиозно-нравственного содержания ("Явление Христа народу", "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора"),

Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи первой половины XIX в. являлся А.Г. Венецианов (1780–1847), отразивший повседневную жизнь крестьян ("На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Девушка с теленком", "Утро помещицы").

Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки молодых художников.

Основоположником критического реализма в изобразительном искусстве стал П.А. Федотов (1815–1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появились картины, на которых отражены конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон российской действительности ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор").

Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как и в предшествующие периоды, существовали разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе. Названные компоненты представляли доминирующую часть общественно-культурного и духовного уровня в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.