Листовки как исторический источник

Государственный стандарт ГОСТ 7.60–2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" понимает под листовкой листовое издание объемом от одной до четырех страниц.

В источниковедении под термином "листовка" понимается письменный (печатный или рукописный) источник с текстом (и (или) изображением) агитационно-пропагандистсткого или информативного характера.

Близким понятием является "прокламация" (от лат. proclamatio – воззвание) – агитационно-пропагандистское воззвание, которому присущи особенности общественно-политических текстов.

В ходе источниковедческого анализа листовки в зависимости от ее содержания необходимо применять методы, характерные для исследований периодической печати, общественно-политических текстов, изобразительных источников.

Справка

Главная задача пропаганды – теоретически воспитывать на основе знания, преимущественно методами убеждения.

Задача агитации – эмоциональное воздействие на аудиторию, в основном методами внушения.

С изданиями периодической печати листовки сближает лаконизм текстов, стилистика, язык их близок к газетным передовицам. Они также отличатся актуальностью содержания, оперативностью исполнения и распространения. Листовкам присуща определенная внешняя форма: малые размеры, нередко своеобразные приемы воспроизведения текста (гектограф, мимеограф, стеклограф), популярность и выразительность языка, "боевая" целеустремленность. Благодаря сжатому содержанию (обычно это один тезис, идея, лозунг) текст листовки легко и быстро воспринимается,

Классификацию листовок в зависимости от тематики предложил E. С. Петропавловский:

– агитационно-пропагандистские (плакаты);

– литературно-художественные (тексты, памфлеты);

– нормативные (заявления, резолюции);

– информационные (сообщения, объявления о событиях).

Разновидностью листовок определяется их структура – совокупность графических и иллюстративных элементов, выполняющих определенную функцию, отражающих тематический замысел автора.

Считается, что первые листовки появлялись на Руси с XVII в. под названиями "подметные грамоты" и "прелестные письма". В форме листовок распространялись обращения правительства к населению в годы Отечественной войны 1812 г. В XIX в. листовки стали использоваться для революционной пропаганды: прокламации печатались в Вольной русской типографии в Лондоне, а также народническими организациями. С началом XX в. политические партии распространяли листовки с целью информирования о своих предвыборных программах и платформах. Дешевизна и простота изготовления, возможность использования множительной техники позволяли выпускать листовки повсеместно: не только в столичных центрах, но и в провинциальных городах, в сельской местности. Например, большевистские организации в 1905 г. издавали листовки почти ежедневно, частично восполняя отсутствие периодических органов печати – газет; согласно отчету Московского комитета большевистской организации, в столице и провинции за месяц с 19 апреля по 19 мая было распространено 84 029 экземпляров листовок.

Приемы источниковедческого анализа листовок этого периода и периодической печати сходны. Однако может возникнуть ряд трудностей, связанных с установлением автора, организации, типографии, выпустивших листовку. Сложности обусловлены тем, что значительная часть листовок печаталась за границей, конспиративными путями доставлялась в Россию, опасности при распространении требовали зашифровки или отсутствия фамилии автора. Авторство (коллективное или индивидуальное) иногда удастся установить путем привлечения судебно-следственных материалов, мемуаров, отчетов, протоколов и докладов нелегальных организаций, а также с помощью сличения текста с материалами периодической печати: известно, например, что многие листовки начала XX в. представляли собой перепечатку статей из руководящих большевистских газет. Большая трудность заключается в датировках листовок, особенно если в них не упоминаются определенные исторические события. Часто на прокламациях помещались вымышленные выходные данные, ложные отметки о разрешении печатания цензурой и пр. Немаловажное значение играет сличение типографского набора, бумаги недатированной листовки с датированной, привлечение отчетов партийных организаций. Иногда по шрифту можно определить типографию, напечатавшую прокламацию, необходимо также обращать внимание на бумагу, орнамент, заставки, рисунки и пр.

Особенное значение отводилось агитационно-пропагандистской работе в годы Гражданской войны. Листовки считались "литературой для масс", "не менее необходимой, чем снаряды", поэтому тиражи некоторых из них (в том числе предназначавшихся для солдат Белой армии и дезертиров) достигали 200 тыс. Подписи под ними также имели агитационное значение: "Моряки Красного Балтийского флота", "Солдаты Красной армии" и др. Часть опубликованных в 1919 г. Реввоенсоветом Балтфлота листовок были подготовлены на английском, французском, эстонском языках. Таким образом, листовки, в отличие от газет, часто адресовались конкретному читателю, а не массовой аудитории вообще.

ОГЛАВЛЕНИЕ листовок могло приурочиваться к отдельным политическим событиям или эпизодам на фронте или же носить общеагитационный характер, с упором на сопоставление с прежним режимом. При источниковедческом анализе следует учитывать не только то, о чем говорилось в листовках, но и как говорилось: язык, манера изложения были близки к ораторской, митинговой речи. Надо обращать внимание и на расположение и оформление текста: как правило, на одной стороне листа небольшого формата (что облегчало расклеивание или вывешивание, а также передачу из рук в руки), короткими фразами в три-четыре слова, ярким шрифтом.

Листовки сохраняли свое значение в годы Великой Отечественной войны. Успех пропаганды во многом зависел от знания врага, особенностей его менталитета, психологического состояния. В связи с этим нередко при подготовке текста листовок использовались данные разведки, трофейные письма, протоколы допросов пленных. Особенностью советских листовок этого периода были яркие и узнаваемые зрительные образы, призванные привлечь и удержать внимание. Большинство листовок являлись аналитическими по сути, посвященными какой-либо проблеме, что обусловливало подачу в них материала в виде обсуждения, разъяснения. Многие листовки носили информационный характер, близкий по форме, оформлению, периодичности издания, подбору фактического материала газете.

Выпускалось также множество специальных листовок, в том числе адресованных войскам противника. Так, специфической формой пропаганды стали листовки-пропуска, гарантировавшие жизнь сдавшимся в плен солдатам и офицерам противника. Обычно их текст печатался на русском и немецком языках, оформлялся как официальный документ, что должно было побудить сохранить листовку.

По мнению В. Г. Крысько, большой вред советской пропаганде принесли листовки, адресованные солдатам и офицерам вермахта и оскорблявшие немецких военачальников. В частности, Гитлер, имевший в 1941–1942 гг. непререкаемый авторитет у своих подчиненных, в советской пропаганде назывался "Гориллой Адольфом", "истеричкой", "наглым пустозвоном" и другими нелестными эпитетами. Это оказывало обратный эффект (так же, как и призывы присоединиться к "братству рабочих и крестьян" в условиях отступления Красной армии).

Некоторые листовки имели характер замаскированной пропаганды (публиковались от имени немецких властей или составлялись в виде обращений солдат, побывавших в советском плену и убедившихся в бесцельности войны). В маскировочных листовках ОГЛАВЛЕНИЕ и полиграфическое оформление маскировалось под соответствующие периодические издания противника, его служебные документы. Изготавливались такие листовки с высоким профессиональным мастерством и, соответственно, требуют более пристального источниковедческого внимания.

В наши дни листовки чаще всего используются в агитационных целях в ходе избирательных кампаний, а также в рекламе.