Заключение

Итак, мы подошли к завершающей части учебника. Его авторы постарались представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, проблемы труда, поделиться своими знаниями и пониманием мира труда, изложить собственное представление о предметной области социологии труда. Возможно, что эта область покажется чрезмерно широкой. Действительно, цель авторов учебника не состояла в том, чтобы представить проблематику, традиционно рассматриваемую в учебниках по социологии труда. Миссия данного учебного издания — доказательство необходимости "исследовать с точки зрения примата трудовых отношений все “здание” общества, во всем его многообразии" [1]

По этой причине авторам пришлось в некотором смысле разрушить стандарты понимания предмета социологии труда, включить в него проблематику смежных научных теорий.

Однако мы честны перед читателем и наукой. Это значит, что всякий раз, апеллируя к той или иной социальной проблеме, мы рассматривали ее сквозь призму труда. Есть и еще один аргумент в пользу нашего подхода: говоря о социологии труда, мы опираемся на все теоретическое наследие социальных исследований труда, и, безусловно, в первую очередь — на теории социологии.

Наш скромный вклад в развитие социологической науки о труде и дисциплины "Социология труда" не связан с созданием нового знания, в своем подходе мы не стремились к новаторству. Методологической опорой подготовки содержания учебника стал социологический метод исследования труда, так как он был сформулирован еще теоретиками классического социологического учения. Клод Анри де Сен-Симон, Исидор Мари Огюст Конт, Давид Эмиль Дюркгейм, Карл Генрих Маркс, Максимилиан Карл Эмиль Вебер и другие, те, о ком говорилось в этой книге, при всем разнообразии их концепций труда, исходили из одного, объединяющего все подходы положения: труд — это всеобщее общественное явление.

К такому пониманию предметной области социологии труда нас подтолкнули не только наши профессиональные амбиции. Последние десятилетия мы наблюдаем глобальную трансформацию трудовых ценностей, часто искусственно насаждаемую заинтересованными господствующими социальными силами. Речь идет об изменении, причем существенном и качественном, критериев отношения к труду. То, что трудовая деятельность в настоящее время в основном ассоциируется со средством получения доходов и в этом каждый обыватель видит высшее предназначение и ценность труда, формирует потребительское отношение к труду. Для большинства он лишь побочный аспект жизнедеятельности. Поскольку современное общество предлагает другие, отличные от труда и не требующие такой самоотдачи, способы улучшения благосостояния, ценность труда в глазах обывателей сводится к его доходности. Представление о том, что за труд в обязательном порядке должны платить, сегодня аксиоматично. Напротив, оценка его ценности как развивающей индивида деятельности практически утрачена. Для этого созданы другие институции.

Такие тенденции в обществе приводят к депопуляризации труда и, как следствие, наук о труде, в частности, социологии труда. Однако труд — это то, с чем человек сталкивается ежедневно, ежечасно, что связано не только с трудовой деятельностью каждого из нас, но с трудом всех вместе. В условиях современного общества нельзя не замечать рост общественной потребности в труде и его продуктах, а вместе с этим распространение влияния труда на самые разнообразные области нашей жизни. По этой причине коллектив авторов взял на себя ответственность расширить горизонты проблем, которые традиционно призвана изучать социология труда, понимая, что без такого подхода данное издание оказалось бы упрощенным и поверхностным.

Жизнь не стоит на месте, и наука обязана развиваться, следуя в формате нового. Ее знания должны быть актуальны, объективны, точны и доступны. Рассматривая проблемы труда, мы руководствовались данными принципами, старались представить разнообразие современных тенденций, затрагивающих трудовую сферу, принимая во внимание, что изменения общества всегда согласованы с изменениями труда.

Такой подход определил логику и структуру учебника, позволил сформулировать наиболее значимые вопросы для современной социологии труда. Это касается дальнейшего изучения теоретического наследия по проблемам труда. Важным представляется изучение истории труда и общества в их органической взаимосвязи. Необходимой видится поВперед разработка социологической теории труда и методов исследования данного явления. Безусловно, актуальным является изучение труда на макро- (процессы глобализации) и микро- (сфера организации) уровнях его проявления.

Мы честно признаемся, что еще многие темы, которые призвана исследовать современная социология труда, остались за пределами данного учебника. Изучение труда как общественного явления не исчерпывается перечнем представленных в главах и параграфах проблем. Поле социологических исследований труда гораздо шире и нуждается в дальнейшей культивации (от ср.-век. лат. обрабатываю, возделываю). В связи с этим мы склонны считать, что представленное вашему вниманию учебное издание не претендует на полноту. Своим трудом мы скорее хотели воссоздать научный обзор проблем, которые должны являться предметом современной социологии труда, задать вектор се будущих исследований.

Мы очень надеемся, что высказанные в книге аргументы в пользу необходимости дальнейшего развития социологии труда, окажутся для читателей убедительными.