Лекция 9. ЛИДЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие девиации, теории и факторы девиантного поведения;

• некоторые из многочисленных форм девиантного поведения;

• особенности и возможные причины проявления мошенничества и саботажа на работе;

• опасность проявления "Группового мышления";

• теорию и типологию группового девиантного поведения Марса;

• некоторые формы девиантного поведения лидера группы, в частности, терминаторный стиль управления, проявление патологического сознания;

• основные аспекты науки и практики конфликтологии;

• типологию стадий и видов конфликтов в организациях;

• теорию К. Томаса, описывающую формы поведения людей в конфликтных ситуациях;

уметь

• применять правила управления групповым поведением и корректировки поведения группы;

• управлять межличностным конфликтом, опираясь на научный подход;

• распознавать признаки девиантного поведения и его виды;

• распознавать виды и причины конфликта и подбирать соответствующий инструментарий его урегулирования;

• воспринимать дискриминацию в организации как конфликтную ситуацию;

• диагностировать вид дискриминации по отношению к работнику организации;

владеть

• навыками посредничества в конфликтной ситуации;

• методами и навыками борьбы с дискриминациями на работе;

• методикой определения стиля поведения в конфликтной ситуации и особенностей стилей взаимодействия.

Теории, виды и факторы девиантного поведения

Понятие и теории девиантного поведения

Вопросы нравственности поведения субъектов деловых отношений заботят и общественность, и бизнесменов, и каждого отдельного гражданина. Эта проблема имеет достаточно определенное экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ: по данным зарубежных источников, нижняя граница потерь от преступности, являющейся следствием и крайним проявлением безнравственного девиантного поведения, составляет в США ежегодно 425 млрд долл. а только из-за коррупции цены увеличиваются на 10–20%. В работе группы американских специалистов в области мошенничества[1] приводятся результаты многочисленных исследований, показывающих огромный ущерб компаний, государства, общества от бесчестных проступков работников разных уровней. ФБР оценивает ежегодный ущерб от мошенничества (а это только один из видов преступлений) в размере 60–200 млрд долл. Наиболее типичные виды мошенничества со стороны наемных работников – различные виды воровства у фирм (от наличности в кассах до оплаты личных счетов чеками фирмы и использования средств пенсионных фондов не по назначению), фальсификация документов, сговор с клиентами и поставщиками, выдача "дутых" векселей, использование имущества фирмы в личных целях, компьютерные преступления и т.п. Чтобы уменьшить эти потери, многие корпорации предпринимают меры по устранению факторов, способствующих мошенничеству: организуют систему внутрифирменного аудита, выявляют и устраняют возможности к совершению мошенничества, определяют лиц, по воле обстоятельств и личным качествам способных совершить безнравственный поступок по отношению к фирме.

Поскольку взаимоотношения общества и государства представляются многим как противоречивые, как конфликт интересов, в общественном мнении выявляется характерная, но пагубная тенденция: многие социальные группы одобрительно воспринимают попытки обмана государства и его органов, чаще всего налоговых служб. Сокрытие доходов принимает иногда форму рисковой игры с налоговой инспекцией.

В этих условиях при прочих равных качествах (образование, опыт, интересы и т.п.) фирма предпочитает принимать па работу людей с имиджем честного, добропорядочного, законопослушного гражданина, с высоким и позитивно направленным нравственно-мотивационным потенциалом. Граждане же, общество предпочитают иметь дело с организациями, у которых также позитивный имидж.

Отклоняющееся поведение[2] – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, т.е. нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. В отличие от индивидуальных расстройств поведения, отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.), фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия (правила вежливости, сохранения достоинства личности, юмор, контроль над психологической агрессивностью). Обычно слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения. Устойчивые формы отклоняющегося поведения и прежде всего аморальное и противоправное поведение в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. Причины устойчивых форм (аморализм, правонарушения, преступность) составляют предмет изучения в социологии преступности и в криминологии.

Криминология – наука о преступности, ее причинах, личности преступника и жертвы, профилактике преступлений[3].

Деликт – проступок, правонарушение.

Делинквент (совершающий проступок) – в буржуазном праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением (преступников, нарушителей установленных правил и проч.).

Чем и как определяется различие между понятиями "девиантное и делинквентное поведение"? Будем считать, что девиантное поведение – нарушение правил, норм социумов любого уровня, в любой степени, включая нарушения закона, а делинквентное – правонарушение, нарушение норм права, закона.

В организации, где люди добровольно объединяются для достижения совместными усилиями общеорганизационных и при этом и личных целей, действуют многочисленные правила, нормы, предписания, без которых недостижимы совместные результаты. Эти предписания и нормы могут быть письменными и устными, индивидуальными и групповыми, общеорганизационными и более высокого уровня. Их нарушение, естественно, вызывает сбои в деятельности организации, вредит ей. Формы поведения, связанные с нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, называются деструктивными формами поведения[4]. Разновидностей деструктивной формы поведения довольно много. При несоблюдении норм права мы говорим о противоправном поведении. Обычно проявления такого поведения должны преследоваться по закону. Распространенная форма деструктивного поведения в отношении организации и общих целей – административно-управленческое: превышение и злоупотребление в личных целях своими правами и полномочиями, невыполнение прямых обязанностей. Если человек просто не на своем месте, некомпетентен, тогда его поведение дисфункционально. Социологи выделяют эгоистическое, индивидуально-целевое деструктивное поведение и групповое деструктивное поведение (групповой эгоизм). В противовес инновационному, часто проявляется консервативное поведение. Сложнее распознать имитационное поведение, когда истинные эгоистические цели камуфлируются псевдоактивностью. Некоторые работники реализуют на предприятии свои асоциальные привычки и склонности, демонстрируют осуждаемые обществом формы поведения; в этом случае можно говорить об отклоняющемся, девиантном поведении.