Лидерство в организационной культуре

Проблема лидерства, а особенно лидерства в профессиональной сфере, занимает сегодня всех, кто планирует свою карьеру. Как добиться успеха? Каковы его слагаемые? Что нужно для этого знать и делать?

Существуют разные концепции, определения и подходы. Одни полагают, что лидерство – это процесс, при котором личность, наделенная особыми качествами, оказывает влияние на других членов группы с целью достижения целей группы или организации. Другие рассматривают лидерство как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает их действия. Какие бы подходы мы ни рассматривали, очевидно, что результатом успешного лидерства становится эффективное групповое взаимодействие, т.е. лидерство – один из существенных признаков организации людей в группу.

Имеет ли лидер особые черты? Исследования показали, что в современном обществе люди могут быть лидерами при одних обстоятельствах и оставаться в группе последователей при других, быть эффективными лидерами в одной группе и намного менее эффективными – в другой. Некоторые считают, что вера в необходимость лидеров основана на внерациональных побуждениях[1].

И действительно, люди, выделенные как лидеры, размещаются в той области символического пространства, которая порождается неосознанными побуждениями и тревогами членов организации общества. Лидерство как миф поддерживается социальными защитными механизмами, главная цель которых – подавление потребностей, эмоций, желаний, неприемлемых при совместном существовании людей. Это означает, что, когда члены группы сталкиваются с неопределенностью при выборе направления действий, они испытывают чувство беспокойства, беспомощности, дискомфорта, разочарования, враждебности и неудачи. Под действием этих эмоций и импульсов, которые обычно сдерживаются из-за погруженности в господствующую социальную систему, индивиды, в большей мере бессознательно, направляют эти эмоции в сферу лидерства или на роль лидера, что позволяет восстановить социальный порядок.

Таким образом, через лидерство и лидеров, которые бессознательно идентифицируются последователями как щит от внешних угроз и разрушительных действий внутри организации, срабатывают социальные защитные механизмы, снижающие уровень беспокойства членов организации. Казалось бы, вполне эффективно работающий социальный механизм. Однако исследователи Г. Геммилл, Д. Оакли сделали шокирующий вывод: "Концепция лидера или лидерства стала психической тюрьмой. Культ лидерства – серьезный признак социальной патологии, случай антропогенического социального мифа, который снижает уровень массово наблюдаемой беспомощности членов социальной системы"[2]. Этот вывод основывается на следующих аргументах.

Лидерам приписываются магические качества. Так, лидер должен демонстрировать неординарные способности или иные черты, восхищающие подчиненных, чтобы создать ощущение гарантированности выполнения своих обязательств. Одной из магических черт, к которой наиболее часто апеллируют в политике, является харизма. Как отмечал М. Вебер, она выделяет людей из общей массы, наделяя ее носителей сверхъестественными, сверхчеловеческими способностями или особыми исключительными качествами.

Но харизма – это социальный вымысел или социальное заблуждение, которое позволяет последователям избежать ответственности за их собственные действия и бездействие; это "черная дыра" в социальном пространстве, которая служит вместилищем для нежелательных последствий социального мифа, являющегося результатом интеллектуальной и эмоциональной деквалификации членов организации. Те же, кого влечет к роли лидера, обладают чрезмерной нарциссической потребностью проецировать свой страх неполноценности и несоответствия требованиям на людей с подчиненным социальным статусом и получают удовлетворение от обладания властью, высшим положением и материальными наградами, которые сопровождают позиции лидерства.

Лидеры рассматриваются подчиненными как носители защитных и воспитательных функций, аналогично тому, как родители воспринимаются своими детьми. Однако личность, занявшая место лидера, может неосознанно провоцировать психологические конфликты с последователями. Проецируя импульсы насилия, агрессии и враждебности на лидера, люди снижают степень дискомфорта от открытого их проявления. Если же люди проецируют на лидера позитивные атрибуты и эмоции, то они снижают собственную самооценку, что опустошает их, делает беспомощными и бессильными. А. Маслоу определил динамику этого процесса, сопровождающегося отчуждением, как комплекс человека, который уклоняется и избегает развития собственного творческого потенциала и роста. Он был убежден, что люди парадоксально боятся не только своих худших качеств, но и лучших.

Лидерство как социальный миф символически представляет собой регрессивное желание человека вернуться к внутриутробному окружению чрева матери, т.е. быть свободным от состояния осознанного существования и ответственности за свое реагирование на окружающий мир с целью достижения необходимого и желаемого. Не надо рисковать, испытывать гнев и боль, бороться и выставлять напоказ свою неадекватность и некомпетентность – вот крайняя форма деквалификации и обретенной беспомощности. Это состояние инфантильной мечты "массового человека", который никогда не задумывается над тем, кто платит за этот рай (К. Г. Юнг).

Мы не случайно показали эту точку зрения, этот, может быть, непривычный для нас взгляд. Динамично изменяющаяся в нашей стране социально-экономическая сфера выводит сегодня на первый план много новых имен, претендующих на лидерство. Может быть, данная концепция поможет лучше понять истинные цели и смыслы лидерских устремлений конкретных людей.

Среди довольно многочисленных современных концепций лидерства выделим идею эмпауэрмента (empowerment) – включение в процесс принятия решений подчиненных, работающих в среде, где самоуправление еще не практиковалось. Эта концепция, способная стать иллюзией властного равенства, получила определенное развитие в корпоративных и академических кругах. Как в аналитических работах по лидерству, так и в организационной практике фиксируется необходимость поиска новых форм лидерства, позволяющих выдвигаться людям, взявшим на себя инициативу делать дело, обладающим идеями и пониманием того, с чего начать дело, а также продемонстрировавшим определенные способности в различных сферах жизни. Такие концепции, например, имеют место в феминистских теориях. Таким образом, решение социально значимых проблем требует высокого уровня организационной культуры как элемента социального взаимодействия.

Итак, характеризуясь универсальными параметрами деловой коммуникации в любом человеческом сообществе, организационная культура имеет неповторимые черты, обусловленные национальными, корпоративными особенностями, спецификой личности лидеров, целями, ценностями и приоритетами. Формирование организационной культуры – трудное и медленное дело, и если она противоречит существующим групповым культурам, а также тем образцам, которые укоренены в обществе в целом, то маловероятно, что этот процесс будет успешным, сколько бы усилий ни прилагали руководители организаций.

Степень принятия членами организационного сообщества культурных образцов в значительной мере определяет устойчивость, динамизм организации и, в конечном счете, ее успех. А для самих ее членов овладение организационной культурой важно потому, что это позволяет видеть смыслы своей профессиональной деятельности, которые вряд ли могут быть обнаружены в рамках узкопрагматического подхода.

Такие смыслы тесно связаны с осознанием социальной ответственности, которая базируется на моральном кодексе, или этике, определяющей стандарты правильного и неправильного. Без такого кодекса "влияние на общество зависело бы исключительно от силы – более или менее грубой. Власть сильных не приводит к процветанию. Напротив, – и это подтверждает вся человеческая история – сила или власть, над которой нет достаточного контроля, приводит к жестокости"[3].

В заключение приведем слова из выступления Ф. Миттерана на Всемирном форуме в Копенгагене в марте 1995 г., сделанном им незадолго до смерти: "Я задаю себе вопрос: сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где господствует закон сильного, где главной целью является получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки, где спекуляция за несколько часов сводит на нет плоды труда миллионов людей... Я спрашиваю себя: не отдаем ли мы будущие поколения игре этих слепых сил? Сумеем ли мы создать международный порядок, основанный на прогрессе, и прежде всего на социальном прогрессе?"[4] Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, лежит в плоскости культуры.