Лидерские качества

Как мы уже говорили, к лидеру предъявляются особые требования, в том числе к его личным качествам. Лидер несет ответственность за результаты деятельности организации в самых сложных и неблагоприятных управленческих ситуациях. Вспомним, что делегируя полномочия и ресурсы, необходимые для решения той или иной проблемы, лидер не делегирует ответственность за результат, который будет получен. Ошибки лидера обходятся дороже, чем ошибки тех, кто за ним следует и исполняет его распоряжения.

В сложных управленческих ситуациях, при встрече с реальной опасностью проявляются такие качества лидера, как мужество, умение держать удар. Или, как образно выразился Джек Уэлч уметь взглянуть "правде в глаза" и не "сдрейфить". Лидер должен уметь "держать" цель и идти до конца в ее достижении, какие бы трудности ни возникали.

Но для того чтобы проявление необходимых лидерских качеств стало возможным, управленец должен в совершенстве владеть технологиями лидерства, в значительной степени способствующими решению задач и проблем, возникающих при управлении организацией.

Овладение такой важной управленческой технологией, какой является лидерство, относится к числу самых сложных в профессии управленца. Сегодня известна не одна теория лидерства, содержащая рекомендации, как стать лидером или развить в себе лидерские качества. В качестве примера приведем наиболее распространенный набор таких рекомендаций, хотя в чем-то они повторяют свойства, определяющие потенциал лидерства.

1. Успешность. Каждый может принимать управленческие решения, но лидер должен принимать решения, ведущие к достижению цели. Лидер, не способный привести к успеху, неизбежно теряет лидирующие позиции.

2. Умение определить приоритеты. Активные действия не всегда означают приближение к поставленной цели. Лидер должен уметь выделить главное, чтобы не распылять силы в потоке постоянно возникающих дел. Для достижения поставленной цели лидер должен уметь поступиться менее важным.

3. Умение уловить суть. Лидера характеризует умение уловить суть управленческой ситуации и найти эффективное решение, используя не только знания и имеющуюся информацию, но и интуицию управленца. Цель и пути ее достижения должны быть определены верно, чтобы привести к ожидаемому результату.

4. Своевременность принимаемых решений. Принятое лидером решение и следующие за ним действия должны быть своевременными. Несвоевременно принятое решение теряет в эффективности.

5. Умение сформировать команду. Потенциал лидера в значительной степени определяет его команда. Хорошо подобранная надежная команда увеличивает возможности лидера.

6. Делегирование полномочий. Чтобы обеспечить успех в масштабном деле, лидер должен уметь делегировать полномочия другим. По при этом необходимо понимать, что ответственность за результат и лидерство сохраняются за тем, кто полномочия делегирует.

7. Влияние. Лидер оказывает влияние. Это влияние лидера является одним из основных механизмов, благодаря которому процесс управления становится возможным. Люди следует за тем, чьи действия оказались успешными, вызывают уважение, кто обладает более сильным характером. К мнению настоящего лидера прислушиваются, его распоряжения выполняются.

8. Доверие. Решения и действия лидера должны вызывать доверие тех, кто следует за ним. Только тогда он может стать лидером. Если лидер утратил доверие он теряет позиции лидера.

9. Умение повести за собой. Для серьезного дела, требующего значительных изменений и усилий, необходим стимул для движения вперед. В его основе мотивация и ценностные установки тех, кто за ним следует. Лидер должен уметь его создать. При возрастании масштаба деятельности он должен уметь повести за собой не только исполнителей, но и лидеров следующего иерархического уровня.

10. Умение владеть вниманием. Прежде чем предлагать конкретные действия, надо привлечь должное внимание со стороны тех, кому они предлагаются. Лидер умеет увидеть и обратить внимание на проблемы, действительно важные для объекта управления.

11. "Потолок" лидерства. У каждого управленца существует "потолок" его лидерских возможностей. Со временем "потолок" может изменяться.

12. Становление лидера. Лидером не становятся мгновенно. Процесс становления лидера требует времени. Лидера делает верно понимаемая обратная связь и решения, обеспечившие достижение цели, а также задачи, поставленные "на вырост".

13. Воспитание лидеров. Организация только тогда может достичь долговременного процветания, когда лидер способен обеспечить преемственность лидерства. Только лидер может вырастить лидера. С такой необходимостью он сталкивается при расширяющихся масштабах деятельности. Он должен уметь выращивать лидеров следующего за ним иерархического уровня.

На современном постиндустриальном этапе, когда развитие осуществляется при отсутствии явно выраженных закономерностей и возросшем уровне конкуренции, особое значение приобретают своевременно и качественно осуществляемые преобразования объекта управления и его системы управления.

При осуществлении таких преобразований от руководителя необходимо обладание лидерскими качествами.

Анализ успешно проведенных корпоративных преобразований позволил определить основные характеристики лидеров, их проводивших. К числу таких качеств лидера, на которые следует обратить внимание, относятся следующие.

1. Четкое видение управленческой ситуации и положения объекта управления во внешней среде. Лидер должен обладать умением получать четкое видение возникающих управленческих ситуаций и положения объекта управления во внешней среде. Это необходимо прежде всего для того, чтобы он мог определить основные направления стратегического развития организации и те преобразования, которые обеспечат достижение поставленных перед организацией целей.

2. Умение организовать эффективную систему коммуникаций. Умение передать свое видение стратегии развития организации и путей ее реализации менеджерам, персоналу, чтобы мотивировать их эффективную работу, всем, кто так или иначе заинтересован в ее будущем — одно из основных умений управленца. Оно может быть реализовано лишь при наличии эффективной системы коммуникаций. Отсутствие эффективной системы коммуникаций не только затрудняет передачу распоряжений руководителя по управленческой цепочке организации, по и получение им достоверной информации о положении объекта управления и управленческих ситуациях, в которых должно приниматься управленческое решение.

3. Решительность преобразований. Последовательная реализация стратегии развития организации требует решительных действий со стороны лидера. Он должен определить показатели, которые будут достигаться в процессе ее реализации, контролировать достижение их значений в заданные моменты времени и предпринимать необходимые меры в случае наметившихся отклонений.

4. Выносливость. Для того чтобы реализовать стратегию развития организации, лидеру приходится выдерживать значительные нагрузки и физические (80-часовая нагрузка в неделю для него не исключение, а правило), и нервные (исключением является скорее не наличие стрессов, а их отсутствие). Это требует крепкого здоровья и выносливости.

5. Этические стандарты. Высокие моральные качества, честность, следование интересам организации — сегодня это общепризнанные требования, предъявляемые к лидеру. При их отсутствии влияние лидера на тех, кто должен выполнять его распоряжения, резко падает, что затрудняет достижение успеха.

6. Умение поддерживать деловые контакты. Лидер должен обладать умением устанавливать хорошие деловые отношения как с теми, кто выполняет его распоряжения, так и с теми, кто обладает возможностями оказать содействие в достижении поставленных перед объектом управления целей.

Рекомендаций, как стать лидером либо повысить свои лидерские качества, достаточно много. Они могут сослужить хорошую службу, если пропущены сквозь призму собственного опыта управленца, апробированы им в реальной управленческой практике.

Рекомендации, "срабатывающие" в одном случае, могут оказаться недостаточно эффективными в другом. Но не стремиться к повышению собственного управленческого потенциала, индекса лидерства, "потолка" лидерства, развитию лидерских качеств является недопустимым для того, кто несет ответственность за эффективное функционирование объекта управления.

И еще одно замечание. Успех управленца может носить и случайный характер, ему может способствовать благоприятное стечение обстоятельств и т.д. Об управленческом мастерстве может говорить лишь системный успех, успех в большинстве возникающих ситуаций, требующих управленческого решения. Поэтому без управленческого мастерства нет лидера.

Как мы уже говорили, к определяющим факторам эффективного управления относятся управленческое мастерство лидера в сочетании с такими качествами, как опыт управления, управленческая интуиция и чутье, позволяющие увидеть истинное положение дел, дойти до момента истины. Только это позволяет верно поставить цель и отыскать идею, способную обеспечить достижение поставленной цели.

Управленческое мастерство и искусство исходя из потенциала, которым располагает управленец в сложившейся управленческой ситуации, его личные лидерские качества — необходимое условие реализации принятого лидером управленческого решения. Только способность реализовать весь управленческий цикл, начиная от постановки цели, поиска идеи и путей ее достижения и завершая достижением поставленной цели, делают лидера лидером.