Личные неимущественные интеллектуальные авторские права

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно).

Право на неприкосновенность произведения выражается в недопущении без согласия автора внесений в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Вследствие этого редакторская и иная правка произведения также допускается только с согласия его автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого изменения его произведения.

Единственное исключение составляют случаи внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора. Разрешение на это вправе дать только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, в частности наследник автора, при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, изменения, сокращения или дополнения не должны искажать замысел автора и нарушать целостность восприятия произведения. Во-вторых, они не должны противоречить воле автора, достаточно определенно, четко и ясно выраженной им самим. Это может быть сделано не только в завещании, но и в любой другой письменной форме, включая письма и дневники автора.

Кроме того, в случае публичного заявления правообладателя в сети Интернет о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащее ему произведение либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (п. 5 ст. 1233 ГК) либо в случае заключения открытой лицензии на право использования произведения, в том числе для создания нового результата интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1286.1 ГК), автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Во избежание размолвок ГК разделил "право на неприкосновенность произведения" и "защиту произведения от искажений", под которыми понимаются "извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия". Именно эти действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации по правилам ст. 152 ГК. В таких случаях по требованию заинтересованных лиц защита чести и достоинства автора допускается и после его смерти.

Примерами нарушений права на неприкосновенность произведения могут служить изменения, внесенные в текст: песни "Клен", где вместо слов "Гонит осень в даль журавлей косяк" В. Маркин пост "Гонит ветер в даль журавлей косяк"; или песни из кинофильма "Весна на Заречной улице" в исполнении Н. Рыбникова, где слова автора текста поэта А. Фатьянова "па этой улице подростком гонял по крышам голубей" исполнитель Б. Гребенщиков заменил словами "по этой улице подростком гонял по крышам голубей". То же самое имеет место в отношении песни "Лейся, песня, на просторе" на слова А. Апсолона, в которой слова "Штормовать в далеко море посылает нас страна" (в исполнении Л. Утесова) современные исполнители А. Макаревич и Б. Гребенщиков заменили словами "Штурмовать далеко море посылает нас страна"[1].

Право на обнародование произведения состоит в возможности автора самому осуществить действие или дать согласие другим лицам на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например путем депонирования рукописи произведения в информационном центре. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Под опубликованием (выпуском в свет) понимается выпуск в обращение экземпляров произведения. Эти экземпляры должны представлять собой копию произведения в любой материальной форме. Количество экземпляров является юридически безразличным. Закон предусматривает лишь, что количество копий должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, которые, в свою очередь, определяются характером произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Зачастую действия по обнародованию произведения осуществляет не его автор, а другое лицо (издательство, студия звукозаписи, театр и др.), которому автор передает необнародованное произведения для использования. В таких случаях автор, передавший по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Нередки также случаи необнародования произведения при жизни автора. Такое произведение может быть обнародовано после смерти автора. Лицо, обнародующее произведение в такой ситуации, должно обладать исключительным правом на произведение, приобретенным по основаниям, установленным законом, прежде всего по договору об отчуждении исключительного права или в порядке наследования. При этом должно быть соблюдено одно важное условие. Обнародование произведения после смерти его автора не может противоречить воле автора. Эта воля должна быть определенно, т.е. однозначно, четко и ясно выражена автором в его завещании, письмах, дневниках или другой подобной письменной форме. Примером нарушения данной нормы может служить опубликование сыном В. Набокова романа писателя "Лаура и ее оригинал" вопреки его воле, выраженной в завещании[2].

С правом на обнародование произведения тесно связано право на отзыв. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании, но лишь до фактического обнародования произведения и при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.