Личность как субъект общественного развития

Говоря о том, что личность формируется в социальной среде, следует подчеркнуть, что человек – не пассивный объект в руках мистических обстоятельств, а сам активный субъект изменения условий своей жизни. Связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. Поэтому человек обладает относительной самостоятельностью и может в определенных исторических рамках индивидуально определять свои цели и действия. Личность активна по самой своей общественной природе. Человек становится личностью не от рождения, а лишь в процессе овладения и реализации социального опыта. Это предполагает, с одной стороны, усвоение им сложившихся общественных норм поведения, достигнутого уровня знаний, возможностей материального производства и т.д., а с другой – проявление и материализацию его творческих созидательных сил.

Причем усвоение достижений предшествующих поколений (накопленной деятельности) осуществляется с целью приспосабливания личности к существующим социальным условиям. А объективирование ее творческих возможностей (актуальной деятельности) направлено на их преобразование и изменение. И усвоение, и, особенно, преобразование необходимо требуют от личности самостоятельности – самостоятельного выбора, принятия соответствующего решения и его реализации.

Следовательно, личность всегда характеризуется определенным уровнем социальной активности, в основе которой лежит общественная практика. Усваивая опыт прошлого, человек объективно вынужден выявлять потенциальные, до него не раскрытые, возможности предмета или процесса и использовать их для целей материального или духовного производства. В силу этого, он к прошлому опыту добавляет свой собственный, приобретая тем самым новые способности. В процессе общественной деятельности люди постоянно творят новое.

Непосредственным источником социальной активности человека, побудительной причиной его действий, интересов и целей являются потребности. Потребности – это относительно устойчивые психофизиологические состояния, характеризующиеся влечением к вещам и действиям, переживаемым как необходимое условие существования человека. Потребности возникают в результате определенного состояния процесса обмена со средой. Основная тенденция формирования потребностей связана с превращением объективной необходимости в субъективное влечение, требование соответствующих условий для биологического, духовного и социального функционирования.

Формирование и развитие потребностей подчиняется действию закона возвышения потребностей: по мере насыщения потребностей низшего уровня активизируются потребности высших уровней. Однако этот процесс всецело зависит от социальных условий.

Основное место в системе потребностей человека занимают потребности в создании и потреблении материальных средств жизни: питания, одежды, жилища, отдыха. На их основе развиваются потребности центрального уровня - производства, общения и их регулирования. При этом, если потребности в питании, одежде, жилище, отдыхе относятся к социализированным биологическим потребностям, то потребности производства и общения являются социальными. Главную роль среди социальных потребностей в антагонистическом обществе занимают потребности класса. Именно классовые интересы, желания и цели обусловливают социальную линию поведения того или иного класса, его партии, основной массы людей этого класса.

Таким образом, личность выступает как совокупность социально значимых свойств человека, которая регулирует процесс его взаимодействия с окружающей средой (природной и общественной). Это мера усвоения человеком социальных потребностей и степень его творческого участия в созидательной деятельности общества.

Для участия в социальной деятельности человек должен обладать определенными знаниями, производственными навыками и умениями, соответствующим социальным опытом, т.е. тем, что обычно называют "сущностными силами" человека. Возникает вопрос: откуда возникают, как образуются эти "сущностные силы" человека? Ответ на этот вопрос дает категория "распредмечивания".

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, материализована деятельность предшествующих поколений. Включаясь в процесс деятельности, человек их "распредмечивает", т.е. постигает человеческий смысл, социальные функции, усваивает сложившиеся в ходе исторической деятельности производственные навыки, ОГЛАВЛЕНИЕ норм права, морали, правила грамматики и красоты. Сущностные силы человека являются результатом усвоения им в процессе распредмечивания результатов исторического развития предшествующих поколений. Следовательно, распредмечивание выступает как одна из сторон процесса формирования и развития обществом социальных свойств человека.

Другую сторону этого процесса составляет "опредмечивание". Изучение показывает, что участие в деятельности, степень активности личности в значительной мере определяются целью деятельности. По эта цель или идеальное представление ее результата существует лишь в голове индивида. Характер этой цели зависит от особенностей внутренних свойств личности. Однако о свойствах личности ничего нельзя сказать до тех пор, пока она не проявит эти внутренние идеальные свойства во внешних действиях, не реализует их каким-либо образом в своем поведении. Поэтому важную сторону содержания любой индивидуальной деятельности составляет процесс опредмечивания целей и представлений субъекта.

В трудовой деятельности человек при помощи средств труда производит заранее намеченные изменения предмета труда. Сущность "опредмечивания" состоит в том, что идеальные представления субъекта, скрытые прежде в его голове, посредством деятельности возникают в социальной жизни как объекты, как мир вещей, созданных человеком. В результате чувственный (физический и социальный) мир выступает как исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений.

Из сказанного очевидно, что "распредмечивание" и "опредмечивание" реально означают лишь те социальные процессы, которые были рассмотрены выше как "отражение" и "реакция". Из этого следует, что человека нельзя "сделать" как вещь, ему нельзя навязать сумму определенных свойств. Человека необходимо включать в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через этот механизм он сформируется как личность определенного типа. Рассматривая процесс деятельности как единство распредмечивания и опредмечивания, К. Маркс сформулировал важный тезис о единстве человека и общества, который гласит: "Как само общество производит человека как человека, так он производит общество"[1].

Личность формируется и может развиваться лишь в обществе. В свою очередь, развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия есть общесоциологический закон, проявляющийся в специфической форме в различных общественно-экономических формациях. Связь между обществом и личностью взаимная: общество воздействует на личность и личность на общество. Однако общество играет определяющую роль в развитии личности. Общество состоит из людей. Но личность не предпосылка, а результат общественных отношений в их развитии и, в этом смысле, нечто производное от общества.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к тому, что человек приобретает в ходе своей жизни, но и к тому, с чем он рождается: ребенок появляется на свет со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным прошедшими тысячелетиями. Вне общества ребенок не становится человеком. Поэтому богатство личности обусловлено богатством ее связи с общественным целым. Однако личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в жизнь общественного целого.