Лекция IV. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

Четвертый раздел учебника посвящен проблемам взаимоотношений человека, гражданина и политики. В него вошли теоретические материалы и данные эмпирических исследований, посвященных вопросам политической социализации, формирования и развития политической культуры, политического и электорального поведения. Раздел завершает изложение основного материала курса политической социологии, одновременно возвращая пас к одному из истоков данной научной дисциплины, из которого она взяла свое начало.

В результате освоения раздела IV студенты должны:

знать

• теории и методологию социологического анализа процессов политической социализации, политического и электорального поведения;

• современные представления и дискуссии о политической культуре, политическом и электоральном поведении, о роли и влиянии СМИ на электоральные и политические процессы;

• базовые количественные и качественные характеристики политического и электорального поведения в России и странах Европы;

уметь

• грамотно изложить теории политической социализации, политического и электорального поведения;

• объяснить причины участия и неучастия граждан в политике;

владеть

• количественными и качественными методами исследований политического и электорального поведения.

Лекция 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Основные понятия: Социализация, политическая социализация, адаптация, воспитание, семья, политическое поколение, авторитарная личность, ценности, когнитивные диссонансы, конфликты.

Социализация есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором нрава и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.

Понятие, основные этапы и типы политической социализации

Политическая социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.

Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, политическая социализация – это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой.

Вовлеченность в политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена информацией, от выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н. В. Андреенков, В. Т. Лисовский, II. А. Головин, В. Н. Шубкин, Е. Б. Шестопал, В. А. Ядов.

В работе Е. Б. Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к анализу политической социализации[1].

В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма).

От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации – передаче культурного наследия, отражающего национальный характер.

В соответствии с традицией функционализма (от Т. Парсонса) социализация – ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.

От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как обучение навыкам при соответствующих поощрениях или наказаниях.

Когнитивная (познавательная) модель социализации представляет, что на человека менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты. Обществу нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации – это постепенное вызревание личности.

В постбихевиористских концепциях главный упор делается на идею господства – подчинения, столкновения интересов, незыблемость неравенства и элитарности.

Социально-психологический подход к исследованиям социализации во многом аналогичен подходу культурной антропологии, представители которой изучают национальные особенности социализации путем сравнения (кросс-культурные исследования). Важное место отводится роли родителей, возрастным статусам, обычаям и обрядам, т.е. тем агентам и механизмам социализации, которые формируют этническую идентичность народа. Она, в свою очередь, связана с политической идентичностью через вхождение национальных ценностей в гражданскую идентичность.

Кроме того, культурно-антропологические исследования демонстрируют многообразие путей и результатов социализации у разных народов. Наиболее известным изучением этой темы в XX в. стало исследование социализации детей на о. Самоа, выполненное М. Мид (1928). С его помощью М. Мид опровергла расхожий тезис о существовании универсальных форм человеческого поведения. Ей удалось продемонстрировать, что подавляющее большинство "естественных способов поведения" являются всего лишь результатом социализации в конкретной культуре. Не менее убедительные материалы на этот счет содержатся в книге датско-американского психоаналитика и социолога Э. Эриксона "Детство и общество". Позитивный вклад этих произведений и культурно-антропологического подхода в целом в исследования социализации состоит и в предостережении ученых от стереотипов по поводу "единственно верных" целей и систем социализации, якобы имеющих место лишь в своей культуре.

Процессы политической социализации происходят как на индивидуальном, так и надиндивидуальном уровнях. В социально-психологических теориях в основном акцент делается на индивидуально-личностный аспект политической социализации, в социологических теориях – на надиндивидуальный.

Логично предположить, что агенты, институты, механизмы, факторы и результаты социализации на надиндивидуальном уровне не совпадают целиком и полностью с теми, которые воздействуют на отдельного индивида. Иными словами, меняется масштаб и качественный уровень изучения процесса социализации, а не просто число относящихся к ней проблем. В поле зрения социолога попадают процессы исторического масштаба, эффекты социализации рассматриваются на уровне различий в исторических поколениях, в то время как в случае психологического и социально-психологического подходов этого обычно не происходит. На уровне массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие исторические и политические события, но и латентные социально- экономические и политические процессы, свойственные определенному историческому периоду.

В качестве важнейшего агента политической социализации на уровне массового процесса выступает элита – как политическая, так и интеллектуальная. В качестве "значимого другого" место отдельного лица, скорее всего, займет либо она же, либо идеологическая доктрина, либо общественно- политическое устройство других стран как образец для подражания.

Как интересный и перспективный вариант развития социологической теории политической социализации можно предложить концепцию Н. А. Головина. В ней социализация описывается как сложный кумулятивный процесс, развертывающийся во времени, результатом которого является формирование целого политического поколения[2].

Социологический подход к изучению политической социализации связан с исследованием структур общества, организующих процессы социализации. Социология исследует социальные и политические институты, оказывающие воздействие на процессы политической социализации. Социологический подход означает "изучение политической социализации как общественно организованного процесса на массовом уровне с использованием теоретических и эмпирических методов социологии"[3]. Политичсскую социологию интересуют не только проблемы формирования политически зрелой личности, но и организация этого процесса в обществе, роль в нем политической системы в целом и каждого института в отдельности. Особое внимание политическая социология уделяет таким вопросам, как организация системы политической социализации в различных типах общества (стабильных, нестабильных, переходных), влияние типа политической культуры на процессы социализации, роль государства в разработке и осуществлении национальной политики в области политического воспитания и образования граждан, структура и особенности взаимодействий между различными социальными и политическими поколениями.

Политическая социализация может осуществляться двумя основными путями. Первый – это передача новым поколениям политического опыта поколений предшествующих, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ. Второй – это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются.

Социализация может быть прямой – политические собрания, митинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной (вузовской) программе, и косвенной – например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях.

В западной социологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяется несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной культуры нередко преувеличивается.

В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а также существованию единого культурного кода. Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т.д.).

Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. В качестве примера можно привести ситуацию в Афганистане, где ориентация на племенные ценности фактически расколола его на два государства: на севере – таджико-узбекское, на юге – пуштунское.

Западные авторы выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.

В западной политической социологии на основе эмпирических исследований, проводившихся в США и других странах, как правило, выделяется три важнейших этапа политической социализации человека.

Первый – в возрасте от 3–5 до 12–13 лет – характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7–13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность.

Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Свой вклад в политическую социализацию вносят школа, система образования в целом, церковь, государство, политические партии и общественные движения. В современном обществе существуют специальные системы политической социализации – политическое воспитание и политическое образование, поддерживаемые, т.е. финансируемые, государством и ориентированные прежде всего на молодежь. На личностном уровне политическая социализация осуществляется в малых и больших социальных группах, в которые включен индивид. Процессы политической социализации нередко описывают в терминах социальной психологии: заражение, внушение, подражание, идентификация. На внутриличностном уровне механизмами политической социализации выступают мотивы, ценности, ценностные ориентации, установки.

Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной научной литературе она рассматривается как ключевой агент, через которого политическая культура передается от одного поколения к другому. Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая и политизирующая роль семьи во многом зависит и от того, насколько активно в процессе политической социализации участвуют другие институты и организации общества.

Во-первых, семья передает подросткам, как правило, одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения.

Во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение.

В-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально- политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей.

Семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры политической социализации. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осуществляемая семьей, имеет те недостатки, что не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответствуют и смене политических вех развития, а также политических представлений по мере социально-политического становления личности.

На втором этапе – в возрасте от 13 до 18 лет – формируется политическое "Я". Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты.

Третий этап – с 18 лет – отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди.

Отметим, что, начиная с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте. В этой связи следует обратить внимание на то, что в возрасте около 45 лет у человека происходит изменение поведенческой стратегии. Он переходит от инновационного к адаптивному поведению.

Значительное влияние на политическую социализацию и политическое поведение в современном обществе оказывают СМИ. Радио, телевидение, в последнее время и Интернет оказывают существенное воздействие на индивидуальные и надиндивидуальные ценности, установки, стереотипы и нормы поведения. Они становятся в развивающемся открытом информационном обществе важными средствами социализации и, как следствие, объектом острой политической борьбы.