Личность и локус контроля

Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локусом контроля, или уровнем субъективного контроля (УСК).

Люди различаются по тому, кому они приписывают ответственность за свои действия. Склонность приписывать ответственность внешним силам, другим людям, ссылаться на судьбу, случай, обстоятельства ("так уж случилось", "мне не повезло", "ничего не поделаешь") характерно для экстернального локуса контроля.

Другие принимают ответственность на себя, связывая свои успехи с характером, способностями, прилагаемыми усилиями ("сам виноват"). Это тип людей с интернальным локусом контроля.

Любому из нас свойственна определенная позиция на отрезке, расположенном от экстернального (безвольного) к интернальному (ответственному за себя, волевому) типу. Важно, что локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым видам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и то же тип контроля характерен для человека и в случае неудачи, и в ситуации успеха.

Интерналы более естественны, независимы и самостоятельны, обладают хорошо развитой волей. Среди людей, добившихся успехов в бизнесе и менеджменте, большинство находятся на полюсе интернальности.

Конформное, уступчивое, безвольное поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом контроля. Интерналы менее склонны подчиняться давлению других, они способны на сопротивление, когда чувствуют, что ими манипулируют, и реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы.

Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением, при жестком контроле или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются также по способам получения информации. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. Исследования, связывающие интернальность и экстернальность с межличностными отношениями, показали, что у интерналов более высокий психологический статус, они более благожелательны и проявляют большую терпимость. Когда они руководители, то их подчиненные редко жалуются, что им попало под "горячую руку" от начальства. Высокая интернальность связана с устойчивой положительной самооценкой и большей согласованностью образов реального и идеального Я.

У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью. Они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, депрессией, невротичностью. В ряде исследований зафиксирована связь интроверсии - экстраверсии с интернальностью - экстернальностью.

Необходимо отметить, что в семьях с авторитарным стилем родительского воспитания у детей формируется безвольность, низкий уровень субъективного контроля. Они все время находятся под контролем, лишены самостоятельности, из них воспитывают "ведомых", диктуя, куда идти и что делать.

Одна из задач воспитания - повышение локуса контроля, воспитание волевых качеств личности.

Развитие воли и волевая регуляция

Волевым мы называем человека с определенным набором качеств характера - это сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Человек уже рождается с этим набором качеств или воля формируется в течение жизни? Можно однозначно ответить, что у новорожденного и младенца нет волевых качеств.

Волевые качества начинают формироваться постепенно по мере социализации ребенка, а ускоряет или замедляет их формирование система воспитания, а позднее - самовоспитание.

Особенно важным этапом в развитии волевых качеств является дошкольный возраст. Главную роль в воспитании воли в детстве играют родители ребенка. Чересчур мягкое воспитание, вседозволенность приводят к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно, не добивается цели самостоятельно, а требует помощи окружающих. Родители должны учить детей преодолевать появившиеся трудности, а не устранять их к радости ребенка.

При перегрузке детей непосильными заданиями, если ребенок не способен выполнить заданное, он часто бросает все на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что формирует слабоволие. Важно помочь ребенку справиться с заданием, проконтролировать выполнение работы, если требуется.

Важно, чтобы дети видели образцы волевого поведения. Чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего - все это способствует развитию волевых качеств в детстве.

Основа воспитания воли - систематическое преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Соблюдение ежедневного правильного режима дня для ребенка равносильно маленькому подвигу и без помощи взрослого часто невозможно, но постепенно ребенок учится подчинять свои желания разумному распорядку дня, учится сдерживать, контролировать себя.

Еще одним важным фактором развития волевых качеств является участие ребенка в сюжетно-ролевых играх, в общей жизни своей группы, коллектива. Живя интересами коллектива, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами своего маленького общества.

Индикатором волевой регуляции является школа. Именно в младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности ребенок каждый день тренирует волевые качества - дисциплинированность, действия строго по инструкции, а не как хочется, умение сдерживать себя, заставить делать то, что не интересно или плохо получается. Важно, чтобы в этот момент ребенку помогли родители и педагоги в развитии и совершенствовании волевых качеств.

В подростковом возрасте впервые человек задумывается о возможности самовоспитания волевых качеств. Можно сказать, что с этого возраста человек сам в ответе за воспитание волевой регуляции своего поведения.

Волевое действие всегда связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, в этом случае благодаря воле человек повышает ценность данной деятельности. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особые трудности для волевой регуляции представляет такая деятельность, где волевой контроль необходим на всем пути осуществления деятельности, с самого начала до конца.

Тем, кто решил серьезно заняться совершенствованием свой силы воли, можно дать следующие рекомендации:

1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя цель.

2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",- писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приведет к славе".

4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он - это не ты.

5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.