Личность критикующего

А что вы скажете, уважаемый студент, после ознакомления со следующими данными. Только 14% россиян, по данным опроса, проведенного в сентябре 2006 г., признают такую ценность, как "образование", и готовы потратить на него немного денег. Согласно выводам исследователей, образование для среднестатистического россиянина занимает одно из последних мест. Свободные после оплаты коммунальных услуг деньги граждане России предпочитают тратить на покупку новой одежды и бытовой техники. Таковых в стране 70%. Каждый второй россиянин купил бы в первую очередь одежду, затем квартиру и мебель, потом сделал бы ремонт, а после этого подумал о приобретении земельного участка и автомобиля. Такая ценность, как получение образования, интересует лишь 14% населения.

Складывается впечатление, что все, критикующие систему образования, хотят, чтобы знания сами влетали в головы, без напряжения, без дополнительных забот и затрат. А если такое не случается – система плохая. И тратится на нее незачем.

Пути совершенствования системы

Главных путей совершенствования эдукационной системы два: интенсивный и экстенсивный. Интенсивный путь предусматривает развитие эдукационной системы за счет внутренних резервов, а экстенсивный основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т.д.

Возможности интенсивного развития эдукационной системы считаются исчерпанными: за тысячелетия существования школы уже все испробовано, все было; участь нынешних педагогов – повторяться, опускаясь через потерю первооснов, забвение глубинной логики, смысла и назначения воспитания все ниже. Повторим: если школа не погибла, если еще способна жить, развиваться и учить детей, то только в силу консервативной своей природы. Некоторые ведущие теоретики высказывают мысль, что очень скоро инновации в педагогике будут означать только одно – назад к прошлому, разумному и взвешенному воспитанию, к облагораживающей духовности, спокойной системе без новаций и конвульсий.

Западная школа развивается экстенсивным путем, наращивая количественные характеристики педагогического продукта, преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциации и индивидуализации классной работы. Улучшается ли при этом качество педагогического продукта – вопрос открытый: большинство независимых экспертов высказывают на этот счет сомнения.

Своеобразным выходом являются так называемые интегрированные инновации (синергетические), открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития эдукационной системы. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов эдукационной системы, которые появляются "на стыках" разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных подсистем и их компонентов. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, действующими согласованно и в одном направлении, можно попытаться улучшить общую эффективность эдукационной системы. При таком подходе инновации будут выглядеть не надуманными "внешними" мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубинных потребностей и знания системы.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Часто нет и новых "рецептов" решения старых проблем. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают неиспользовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.

Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу "известно – неизвестно"), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу "было – не было") позволил отнести к общим педагогическим инновациям следующие.

1. Не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики.

2. Гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий.

3. Основанные на приоритетах духовности и новых идеях о механизмах воспитания подходы к организации и управлению эдукационными процессами.

4. Технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Главными направлениями инновационных преобразований в эдукационной системе являются:

– эдукационная система в целом;

– учебные заведения;

– педагогическая теория;

– учитель;

– обучаемые;

– педагогическая технология;

– ОГЛАВЛЕНИЕ;

– формы, методы, средства;

– управление;

– цели и результаты.

По глубине преобразований в этих подсистемах можно судить о сущности, качестве и целесообразности инновационных нововведений.

Анализ современного процесса нововведений позволяет выделить следующие уровни.

1. Низкий, к которому относятся инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок.

2. Средний – изменение форм, не затрагивающее сущностей.

3. Высокий, изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

Нетрудно заметить, что лишь последний уровень представляет научную и практическую ценность. Остальные же только дезориентируют педагогическую теорию и практику, приносят дивиденды разве что инициаторам самих "инноваций". Процентное соотношение, складывающееся сегодня между выделенными уровнями, пока не изменилось и составляет, по некоторым оценкам, 80 : 17 : 3.