Личность как предмет исследования в отечественной социальной психологии

В настоящее время повышается интерес к проблемам личности как в стремительно изменяющемся обществе, так и в различных общественных науках. Проблема личности занимает центральное положение в философском и социологическом; педагогическом и культурологическом и др. научном знании.

Исследователи отмечают, что каждая научная дисциплина ищет пути самоопределения в изучении проблем личности. Их мнения совпадают в том, что решить эти проблемы можно только совместными усилиями на основе комплексного подхода, включающего философские основания и выделение области поиска для каждой из них.

Необходимо отметить, что система социологического знания в основном анализирует объективные закономерности общественного развития, связанные с макроструктурой общества. Единицей анализа в этой области знания становятся социальные институты, законы их функционирования и развития, структура общественных отношений и социальная структура каждого конкретного типа общества.

Реализация законов общественного развития осуществляется через деятельность людей, личности выступают носителями общественных отношений как отношений между социальными группами. Понимание содержания и механизма действия законов общественного развития на макроуровне возможно только на основе анализа действий личности как представителя определенной социальной группы. Исследователи утверждают, что основной проблемой социологического анализа личности является проблема социальной типологии личности.

Проблематика личности в общей психологии отличается многообразием точек зрения, отсутствием единства в подходе к пониманию личности. Однако в вопросе о социальной детерминации согласны все исследователи, изучающие проблему личности в отечественной общей психологии. Различия в трактовке личности касаются представления о структуре личности и о "включении" в личность индивидуальных психологических особенностей.

Социальная психология рассматривает личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Основная проблематика личности в отечественной социальной психологии заключается в следующем:

1) выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу;

2) изучение конкретного жизненного пути личности, в целях выявления того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность;

3) анализ результата, полученного в ходе не пассивного следования влияниям общества, а активного освоения личностью всей системы социальных связей;

4) расширение сферы теоретического поиска и экспериментальной практики изучения проблем личности (проблемы социализации, социальной установки, идентификации и социально-психологических качеств личности).

Социальная психология выясняет, в каких конкретных группах, через какую из систем своей деятельности личность усваивает социальные влияния и в каких конкретных группах, через какие конкретные виды совместной деятельности она реализует свою социальную сущность.

Завершая анализ социально-психологических проблем развития личности, хотелось еще раз отметить, что развитие личности нами рассматривается как интериоризация системы функциональных напряжений социальной ситуации. Личность интериоризирует в себя не только культурные образцы и формы деятельности, как считают отечественные психологи, но также и социальные противоречия и напряжения, определяющие мотивы жизни, способы ориентировки и деятельности человека. Семья, Культура, Социум, взаимопроникая, взаимообусловливая, выступают детерминирующими системами, определяющими своими психологическими напряжениями и противоречиями развитие личности.

Раскрывая логику развития личности, В. К. Шабельников считает, что высшие, системные свойства являются первичными, так как заданы индивиду как функциональной органической системе более широкой и порождающей его системой. Именно они детерминируют строение и структуру свойств нижележащих уровней.

Выводы

1. Попытка рассмотреть становление проблематики социальной психологии личности в историческом аспекте сталкивается с определенными трудностями выбора: вся история взглядов на предмет социальной психологии есть история специфических решений проблемы личности и общества, являющейся центральной для гуманитарного знания в целом.

2. На разных стадиях развития общества психологические механизмы формирования личности имеют свои особенности.

3. В западноевропейской социологии и первых социально-психологических концепциях были заложены общие представления о социальной природе личности: понимание природы социальной детерминации личностного развития, представление о социализации как процессе интернализации форм социального контроля, изучение социального через анализ структур индивидуального самосознания, получившие свое дальнейшее развитие в основных психологических школах.

4. В рамках бихевиористского направления исследователи сосредоточились на изучении поведения, игнорировали вопросы выделения этапов, типологии, периодизации развития личности, формирующейся под влиянием среды.

5. Психоанализ впервые поставил проблему исследования развития личности под влиянием различных социокультурных детерминант. Но при этом подходе игнорировалось изучение таких важнейших характеристик, как своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно организовывать и реализовывать взаимоотношения с окружающим миром, людьми и самим собой.

6. В отличие от традиционных психологических направлений гуманистическая психология рассматривала личность человека как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. К. Роджерс и Г. Оллпорт не принимали положение психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

7. Идея личности в русской философской и социологической мысли связана с обоснованием проблем нравственного, духовного развития человека, становления русского характера, раскрытия механизмов взаимопроникновения личности и социальной общности.

8. В отечественной социальной психологии личность рассматривается как предмет исследования. В отечественной психологии раскрыта социальная природа феномена личности как способа существования человека в обществе, в системе социальных связей. Исследованы типы взаимоотношения личности и общества.