Личность, государство, право

Человеком (Homo Sapiens) принято называть разумное существо, способное мыслить, говорить и сознательно действовать.

Человек – продукт природы и Бога. Он из царства животных. Как и любому другому животному, ему присущи элементарные жизненные потребности, которые он удовлетворяет с присущим ему темпераментом и врожденными инстинктами. Но как человеку ему свойственны и более высокие потребности, осуществление которых он программирует интеллектуально и всегда в общении с себе подобными. Последнее формирует в человеке личность.

Личность – социализированный человек. Правильно говорят: человеком рождаются, личностью становятся. В человеке на первый план выходит его биофизическая природа, а в личности – общественная. Личность – продукт общения, продукт общества как системы общественных отношений. Маркс в этой связи замечал, что сущностью личности является не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. Социальные привычки, социальные навыки, знания, культура и пр. – вот что выходит на первый план. Личностьэто человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, вносящий свой вклад в развитие общества (Тугаринов).

И по отношению к человеку, и по отношению к личности допустимо и даже необходимо выявление неких индивидуальных, только этому человеку, только этой личности присущих черт и признаков. Человек представляет интерес для биолога, врача, философа, теолога, и много кого еще интересует человек. Для юриста человек интересен в своем особом качестве – в качестве гражданина.

Гражданин – это политико-правовое качество человека. В этом качестве при республиканском строе люди предполагаются одинаковыми. Все они и каждый в отдельности принадлежат к определенной общности – государству, являются членами этой общности. В монархических государствах, где государь является осуществлением (воплощением) государства, все люди являются подданными. В наше время связь с государством так или иначе имеет каждый человек. Каждое цивилизованное государство принимает на себя обязанность не нарушать или даже охранять права человека. Однако эта обязанность конституируется прежде всего в отношении граждан данного конкретного государства. Более того, по отношению к своим гражданам (подданным) государство берет на себя многие позитивные обязанности.

Как только заходит речь об отношениях государства и человека, о взаимных правах и обязанностях государства и гражданина, об отношениях граждан между собой, вводится понятие субъекта этих отношений, субъекта (носителя) прав и обязанностей. Субъектсуть обозначение человека или объединения людей в качестве участников общественных отношений, обладателей прав и обязанностей. Особым лицом выступает само государство.

Издавна спорят о главенствующей стороне в отношениях государства и личности. Спор этот имеет свое философское основание, свою политическую и социологическую сторону. В конечном счете вопрос упирается в предпочтения коллективистскому или индивидуалистическому началу.

Политическая сторона обоснования первенства государства перед личностью наиболее отчетливо видна в марксизме, для которого коллективная (государственная) собственность и господство большинства над меньшинством неизбежно воплощаются в обоснование ведущей роли государства, в указание на его основную роль в строительстве коммунистического общества. Государство ради интереса общества вмешивается во все сферы жизни, нс оставляя индивиду свободы выбора и тем более решения в своих частных интересах вопреки общественным.

В отличие от социалистических идеалов буржуазное общество покоится на принципах частной собственности, свободе договора, свободе вообще, и неудивительно, что здесь первенство отдается индивиду, личности. Личность не просто заключает договор с государством, но и в договоре с государством не переносит всех прав на него, а оставляет многое за собой. Люди как бы нанимают государство, дабы оно обеспечивало принадлежащие им права. Права естественные, не дарованные государством, а от природы данные человеку. Граждане контролируют государство и, в случае нарушения им договорных условий, имеют даже право на революцию.

Представляется, что в решении вопроса о первенстве государственного интереса перед личным или наоборот следует искать золотую середину, отдавая предпочтение интегративному подходу. При этом нельзя государство понимать как особый слой людей, которые только тем и заняты, что управляют всеми остальными. Если так, то эти люди действительно приобретут свои особые интересы, и обязательно придется выбирать, чьим интересам следует отдать предпочтение. Отчужденное государство, государство с чрезвычайной относительной самостоятельностью никак не может иметь первенства, хотя в действительности добивается этого. Напротив, государство хорошо устроенное, государство "правильное", государство, в котором умно, научно определены все приоритеты в интересах развития общества в целом и каждого его члена, – такое государство должно иметь главенство над индивидуальным, над личностными ценностями. И опять же не над всеми. В хорошо устроенном обществе законодательно определены сферы, в которых главенствует личность, и сферы, в которых господствует государство. В этом суть.

Долгое время советская доктрина сопротивлялась разделению прав на права человека и права гражданина. Опять же это было вызвано позицией, согласно которой государство наделяет правами, и наделяет оно ими своих граждан. Вне связи государство – гражданин никаких прав быть не может.

Представление о неотъемлемых правах человека (право на жизнь и др.), данных ему Богом или природой с рождения, было основным постулатом естественно-правовой идеологии, под флагом которой совершались буржуазные революции. Но и к нравам человека нельзя сводить все права, все- таки некоторые из них может предоставлять государство, и только государство: право на защиту судебных органов, право на государственную охрану жизни и здоровья, право избирать и быть избранным и т.д.

Разделение прав на права человека и права гражданина, вероятно, главное деление. Но существуют классификации и по иным основаниям: по субъектам (носителям прав), по роду деятельности правоохранительных органов, по предметным сферам прав. Однако прежде чем рассмотреть эти классификации, следует коротко определиться с самим пониманием прав.

Ранее мы определяли право в объективном смысле. Сейчас речь идет о праве в субъективном смысле. Причем в зависимости от того, с чем это право сопрягается, ОГЛАВЛЕНИЕ его будет несколько разниться. Право в правоотношении – одно, вне правоотношения – другое; носитель свободы – одно, носитель ответственности – другое. Правоспособность и дееспособность, правовой статус и правовое положение – все эти состояния придают разную качественную характеристику субъективному праву.

Различают право как требование, как притязание, как пользование, как поведение.

Правовой статус (вся совокупность нрав) может быть общим (конституционным), отраслевым, специальным, индивидуальным, статусом физических и юридических лиц, статусом граждан, иностранцев и лиц без гражданства, статусом федеральным и региональным. Понятно, что набор и объем прав в каждом таком случае будет разным.

Весьма распространено деление прав на личные, политические, социально -экономические, культурные.

К личным относят право на жизнь, достоинство, честь, доброе имя, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, свободу совести.

В политические права включают право на участие в управлении государством, право избирать и быть выбранным (занимать должности), право на объединение в организации, участие в митингах и демонстрациях, свободу слова.

Социально-экономические права охватывают право на частную собственность, землю, предпринимательскую деятельность, свободу труда и труд в надлежащих условиях, охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права: на образование, свободу творчества, пользование учреждениями культуры.

С некоторых пор сложилось едва ли не общее представление, будто права человека и гражданина нарушаются государством. Правозащитные движения формировались именно в этой связи. И пропагандистская работа всегда велась против государства. Между тем беглого взгляда на права достаточно, чтобы увидеть: большая часть прав может быть нарушена другими гражданами, разными организациями, а государство всегда и везде выступает в качестве защитника этих прав. Преступления против жизни и здоровья расследуются, как известно, только государственными органами, и приговоры по уголовным делам выносят только суды. Конечно, проблема прав становится куда более острой, если нарушителем выступают государственные чиновники или государственные органы. Но и здесь государство все же чаще всего выступает в качестве защитника нрав, привлекая к ответственности за должностные преступления. И наконец, нельзя не видеть, как государство само становится нарушителем прав, подслушивая, подсматривая, запрещая, принуждая, когда закон на это не уполномочивает и даже запрещает. Другими словами, картина получается весьма пестрой, и всякий раз в нее следует всматриваться внимательно.

Большое значение придается закреплению прав и их охране в законодательстве. В ст. 2 Конституции РФ указано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". К сожалению, законы могут оказываться без должных механизмов реализации. Тем нс менее следует смотреть на то, какие акты устанавливают права человека и гражданина, какие акты посвящены их защите, какие органы и организации призваны защищать права, какими методами и в каких формах. Существуют внутригосударственные и международно-правовые механизмы защиты прав человека.