Личностные опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы главным образом на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. Сравнительное исследование отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых выявило значительное несоответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности.

С первых обращений к измерению интересов исследователи обратили внимание на то, что ответы индивида на прямые вопросы о его интересах оказываются чаще всего ненадежным методом их выявления и оценки. Анализ результатов применения этого прямого метода позволил сделать два важных вывода: 1) большинство людей имеет ограниченную информацию о различных видах деятельности и поэтому не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие; 2) индивид редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности. Это его неведение существует до тех пор, пока он не получит возможности попробовать себя в том или другом виде деятельности. Может оказаться, что эта возможность наступила так поздно, что из нее уже нельзя извлечь позитивный вывод.

Рассмотрим некоторые наиболее известные опросники интересов.

Инвентарь интересов Стронга (Strong Interest Inventory — SII) является примером этого типа опросников. При его создании Стронг исходил из предположения, что лица одной профессии характеризуются общими интересами, которые отличают их от лиц других профессий. Эти различия интересов распространяются не только на предметы, прямо относящиеся к работе, но и на увлечения, спорт, предпочитаемые спектакли и зрелища, книги и многие другие аспекты повседневной жизни. Таким образом, опрашивая индивида о его интересах к знакомым вещам, можно определять, насколько его интересы совпадают с интересами той или иной профессиональной группы. Последняя редакция опросника интересов Стронга была опубликована в 1994 г., она состоит из 317 пунктов, сгруппированных в восемь разделов[1].

В первых пяти разделах испытуемый отмечает свои предпочтения индексами слов "нравится", "безразлично", "не нравится". Пункты в этих разделах относятся к следующим общественным категориям: профессии, школьные предметы, занятия, развлечения, повседневное общение с различного рода людьми. Два дополнительных раздела требуют от испытуемого отдать предпочтение одному из пары занятий (например, иметь дело с вещами или иметь дело с людьми) и одному из всех возможных парных сочетаний четырех объектов из мира труда: идей, фактов, людей и вещей. Наконец, часть ответов испытуемого касается самоописаний, просматривая набор которых, он должен пометить один из трех вариантов ответа: "да", "нет" или "?".

Опросник SII Стронга в настоящее время обрабатывается с помощью специального программного обеспечения, которое приобретается у тех же издателей, которые распространяют и методику.

Еще один опросник интересов, применяемый в нашей стране в практике профессионального консультирования, создан Дж. Холландом[2]. Следует отметить, что в основу используемой в этом опроснике классификации профессиональных интересов положена теоретическая модель этого психолога (J. L. Holland, 1966), подтвержденная обширными исследованиями. Ее сущность можно свести к следующим положениям. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из шести типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К). Каждый тип является гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Тип характеризуется определенными способностями, интересами, складом характера, предпочитаемыми видами деятельности, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть либо отнесен к определенному типу, либо охарактеризован через комбинацию нескольких типов.

Существует шесть видов окружения, в которых действует личность и в которых она может реализоваться. Их названия аналогичны типам личности. Поведение человека определяется взаимодействием между его личностными особенностями и характеристиками окружения.

Согласно Дж. Холланду, выбор профессии сводится к поиску наиболее подходящего окружения, т.е. профессиональной группы, в которой находятся люди такой же ориентации, обладающие специфическими личностными особенностями. В каждом виде окружения доминирует свой тип. Поэтому реалистический тип (Р-тип, например водители, рабочие) ищет реалистическое окружение, а социальный тип (С-тип, например учитель, врач) — социальное и т.д. Окружение в свою очередь привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

Поскольку одним из аспектов окружения являются профессии и соответствующие профессионалы, профессии также распределяются по шести типам. Предполагается, что люди, занятые в определенной профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу, более удовлетворены своей работой, карьерой, работают с максимальной эффективностью. И, напротив, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворенности, желание сменить работу.

Холланд разработал Опросник профессиональных предпочтений — ОПП (Inventory of Vocational Choice), существующий в нашей стране в нескольких адаптациях. Одной из самых известных является адаптация А. II. Воробьева, И. Г. Сенина, В. И. Чиркова.

Испытуемые получают тетради с текстом опросника, который состоит из трех субтестов. В первом субтесте "Деятельности" дается перечень из 11 деятельностей каждого типа. Например, для конвенционального типа перечислены такие деятельности, как "содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке", "записывать спои расходы", нести деловую переписку" и проч. Во втором субтесте "Способности" перечислены умения и способности, нужные для каждого типа деятельности. Например, для конвенционального типа это "я могу обрабатывать корреспонденцию и другие документы", "я могу вести учет доходов и расходов", "я могу использовать компьютер для анализа данных бизнеса" и проч. В третьем субтесте "Карьеры" перечислены по 14 профессий каждого типа, например, для конвенционального типа: "экономист", "секретарь", "налоговый инспектор", "бухгалтер" и проч. Рядом с каждым видом деятельности и профессии испытуемый должен поставить "да", если соответствующий род занятий и карьеры ему правится, и "пет", если не нравится, в субтесте "Способности" рядом с каждым умением поставить "да", если испытуемый им обладает, и "нет", если не обладает. Обработка состоит в подсчете ответов "да" в отдельности для каждого из шести типов личности в каждом из трех субтестов, а затем в суммировании количества баллов по каждой из шкал по всем трем субтестам. Затем выписываются названия шкал в порядке убывания набранных по ним баллов. Рассматриваются показатели трех шкал, получивших наибольшее количество баллов. Они отражают степень соответствия испытуемого данным типам личности и интересам к соответствующим профессиям.

Взаимоотношения между шестью выделенными типами описывается, согласно теории Дж. Холланда, гексагеном — шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р — И — А— С — П — К (рис. 9.1). На основе шестиугольной модели Холланд постулировал четыре дополнительных понятия, расширяющих возможности его теории.

Рис. 9.1. Гексагон Дж. Холланда

Однородность характеризует как типы личности, так и типы окружения. Одни типы более схожи друг с другом, чем другие. Так, социальный и артистический типы более близки друг к другу, чем, например, исследовательский и предпринимательский. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Чем ближе друг к другу на гексагене расположены типы, составляющие ОГЛАВЛЕНИЕ конкретной личности, тем она более однородна.

Дифференцированность характеризует степень представленности в человеке разных типов личности. Некоторые личности и типы окружения более "чистые", т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях, рассматриваются как слабо дифференцированные.

Конгруэнтность характеризует степень соответствия типа личности и окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если реалистический тип будет работать или жить в окружении социального типа.

Рассчитываемость, согласно Дж. Холланду, отражает уровень взаимодействия между типами личностей и между личностью и окружением и может быть определена как расстояние между вершинами шестиугольника.

Этот вариант методики Дж. Холланда прошел проверку надежности — гомогенности. Коэффициенты корреляции Спирмена на выборке 295 человек находятся в интервале от 0,765 до 0,870, что свидетельствует о высокой однородности шкал. Валидность устанавливалась путем вычисления процента предпочтений каждой критериальной выборки и коэффициента дискриминативности. Он равен 0,68 (р < 0,05).

Другой адаптацией ОНИ является вариант, используемый школьными психологами в целях профориентации старшеклассников. Он состоит из двух этапов. На первом этапе школьник должен как бы "примерить" на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, отметив степень своего согласия по шкале "Абсолютно верно", "Скорее верно", "Неверно" и "Не знаю".

Пример

Утверждение 1. Ты — практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков.

Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.

На втором этапе школьник должен из предложенных 42 пар профессий выбрать и отмстить одну, которая ему больше подходит, если оценить собственные способности и возможности, например:

инженер (1) — социолог (2);

кондитер (1) — священнослужитель (3);

повар (1) — статистик (4);

фотограф (1) — торговый администратор (5);

механик (1) — дизайнер (6).

Обработка заключается в подсчете количества плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

За рубежом широко распространены опросники интересов Ф. Кьюдера. Первый из них — "Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера" (Ruder Preference Record-Vocational). Он состоит из пунктов, требующих вынужденного выбора из трех занятий тех, которые нравятся испытуемому больше или меньше всего. Показатели отражают интересы не к конкретным профессиям, а к десяти широким областям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с машинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изобразительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.

В результате переработки и расширения возрастного диапазона появился опросник "Обозрение общих интересов Кьюдера" (Kuder General Interest Survey), предназначенное для учащихся 6—12-х классов.

Еще более поздний вариант — Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (Kuder Occupational Interest Survey) — дает показатели интересов к конкретным профессиям (109 профессий и специализаций и 40 специализаций в колледжах). Эти показатели выражены в виде корреляций между паттернами интересов испытуемого и паттернами интересов профессиональных групп. Наряду с этим можно получить и показатели интереса к десяти широким однородным группам профессий (как в опроснике "Протокол профессиональных предпочтений").

Описанные опросники интересов в нашей стране не используются, за исключением ОПП Дж. Холланда. В отечественной практике в целях профориентации широко применяются Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности Е. А. Кчимова и Ориентировочно-диагностическая анкета интересов С. Я. Карпиловской (ОДАнИ). Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира.

Выделены пять типов профессий: "человек — природа", "человек — техника", "человек — знаковая система", "человек — художественный образ", "человек — человек". Зная место профессии в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно своевременно и правильно выделять профессиональные интересы и склонности.

В пунктах таблицы отражены занятия, соответствующие этим профессиям, а также успешность этих занятий по оценкам самого индивида и окружающих. Показатели дают оценку выраженности интересов к каждому из пяти типов профессий.

Примеры

Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).

Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов, машин.

В ОДАнИ включены вопросы, соответствующие 15 группам интересов к разным областям знаний и деятельности, с которыми учащийся мог познакомиться в школе и в повседневной жизни.

Среди них физика, математика, биология, искусство, сфера бытового обслуживания и др. Опросник позволяет не только оценить сравнительную выраженность интересов, но и установить их уровень и глубину.

Пример

Любите ли Вы, нравится ли Вам:

— читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков;

— играть в спортивные игры;

— ухаживать за больными.

Психологи и психодиагносты, занимающиеся изучением профессиональных интересов, считают, что профессия во многом задает направление развития личности (К. М. Гуревич, Е. М. Борисова, Е. А. Климов). Каждая профессия формирует сходные установки, черты личности, манеру поведения. Под влиянием профессиональной деятельности часто наблюдается идентификация личности с профессией, и высокие уровни такой идентификации приводят к формированию определенных профессиональных типов, проявляющихся в других видах жизнедеятельности и в общем отношении человека к действительности. По мнению Е. А. Климова, у профессионального типа происходит специализация и типологизация образа мира. Так, например, в профессиях типа "человек — природа" профессионалы выделяют и удерживают в сознании преимущественно такие целостности, в которых нуждаются растения, животные, микроорганизмы, создают условия для развития живых организмов в нужном для человека направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. Цивилизация рассматривается ими с точки зрения культуры сельскохозяйственного производства. В профессиях типа "человек — художественный образ" цивилизация — это множество художественных достижений, а профессионалы умеют выделять и удерживать в сознании такие целостности, как художественные стили, чувство красоты, гармонии и проч.

Таким образом, профессионализация представляет собой формирование личности и раскрытие се характерных, определяющих особенностей. Диагностика профессиональных интересов даст более существенную информацию об индивиде, чем его склонность к определенному виду деятельности.