Личностные новообразования и задачи развития

Выше, рассматривая вопрос о границах интересующего нас периода, мы ориентировались на хронологический, или паспортный, возраст детей. Но в современной психологии развития общепризнанным является положение о том, что для понимания особенностей психического, личностного и социального развития необходимо учитывать не только хронологический, но и психологический возраст. Как отмечал Л. С. Выготский, "нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период"[1].

Необходимо специально подчеркнуть связь личностных новообразований с социальной ситуацией развития ребенка определенного возраста.

Как известно, Л. С. Выготский выделял два основных новообразования кризиса 7 лет – утрату детской непосредственности и возникновение смысловых переживаний, или логики чувств. Утрата непосредственности, возникающая вследствие дифференциации внешней и внутренней жизни ребенка, внимания ребенка к тому, как он выглядит, как воспринимается окружающими, – необходимый шаг для развития произвольного опосредованного поведения, полноценной деятельности и общения. Это центральный момент для овладения первой социально-значимой ролью – ролью ученика.

Возникновение еще одного новообразования кризиса 7 лет – смыслового переживания – связано с зарождением у ребенка осмысленной ориентировки в своих переживаниях, появлением обобщения близких, родственных переживаний. Важно то, что, научившись обобщать свои эмоции, ребенок начинает предвосхищать их, благодаря чему у него возникает способность предвидеть позитивный или негативный характер для него будущей ситуации и произвольно продуцировать или избегать их. Сказанное, конечно, не означает, что ребенок полностью овладевает такой способностью – она у него только зарождается. Важен, однако, сам факт ее возникновения как показатель существенного продвижения в личностном и социальном развитии.

Важнейшим следствием этого, с точки зрения Л. С. Выготского, является формирование самооценки: "...у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет. Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет"[2].

Все возникающие новообразования очень важны для того, чтобы ребенок освоил свою первую социальную роль за пределами семьи – роль ученика, для успешного овладения учебной деятельностью, для того чтобы учиться в группе под руководством учителя, учиться тому, что предлагает учитель, вне зависимости от собственных желаний и потребностей. Другими словами, эти новообразования обеспечивают переход к социально заданной деятельности, деятельности, основные параметры которой задаются извне и которая может осуществляться даже вопреки собственным желаниям и намерениям. Именно в этом значение данного периода для личностного развития.

Последовательница Л. С. Выготского Л. И. Божович, предельно обостряя проблему социального характера кризиса, рассматривает в качестве новообразования кризиса 6–7 лет возникновение у ребенка социального Я, отражающего стремление ребенка к социально значимой и социально оцениваемой деятельности. В условиях всеобщего обучения, по мнению автора, это социальное Я выражается в возникновении внутренней позиции школьника, однако в других социальных условиях оно может конкретизироваться и в иных формах. Суть его при этом остается неизменной: у ребенка возникают потребности, связанные с его социальной позицией в обществе. Именно это становится центральным пунктом, определяющим его дальнейшее развитие.

Социальное Я – системное новообразование, отражающее новый уровень представления ребенка о себе как члене общества.

В зарубежной психологии развития существенную роль играет понятие "задачи развития", или "возрастные задачи развития". Оно базируется на представлении о том, что каждый этап развития ставит перед человеком особые, только данному периоду присущие задачи. Решая их, человек приобретает опыт, необходимый для дальнейшего развития, у него формируются новые способности, возможности, развиваются психологические структуры. Задачи развития могут рассматриваться как системы специфичных для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду; успешность их своевременного решения определяет возможности эффективного перехода на новую ступень социального и личностного развития и во многом обеспечивает дальнейшее развитие по направлению к личностной и социальной зрелости. Если же этого не происходит, то развитие затормаживается или даже происходит регресс.

Впервые проблема задач развития была поставлена в работах Э. Эриксона, который показал, что полноценное развитие на каждой из выделенных им восьми фаз требует от индивида решения центральной для этой фазы задачи. Задача развития определяется Э. Эриксоном через так называемый кризис развития, порождаемый столкновением двух тенденций развития, в результате столкновения которых формируется новообразование. В среднем детстве в качестве такой альтернативы выступают трудолюбие и чувство неполноценности, в результате борьбы между которыми при благоприятном протекании развития формируется такое новообразование, как компетентность. Его развитие предполагает формирование способности действовать как в мире предметов и технологий, так и в сфере сотрудничества с другими людьми. В современной психологии потребность чувствовать себя компетентным, т.е. стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями и ощущать собственную состоятельность (Я знаю! Я умею! Я могу!), рассматривается как один из важнейших аспектов, обеспечивающих самореализацию личности и относящихся к так называемым метапотребностям (по А. Маслоу) – потребностям личностного роста и самореализации.

Рассмотрим интересующий нас период с точки зрения выдвигаемых перед ним задач. Первым эти задачи в ряду задач других периодов сформулировал Р. Хэвигхерст (1950), и до настоящего времени у разных исследователей они по сути не меняются (см., например: Ш. Дейноу, 1995; М. Раттер, 1987; и др.).

"От шести до двенадцати лет:

1. Овладение умениями, необходимыми для обычных игр.

2. Формирование здоровых позиций к себе как к развивающемуся организму.

3. Обучение способам совместной жизни со сверстниками.

4. Усвоение ролей, вытекающих из принадлежности к данному полу.

5. Развитие основных умений письма, чтения и счета.

6. Развитие понятий и представлений, необходимых для ориентировки в повседневной жизни.

7. Развитие морального сознания и шкалы моральных ценностей.

8. Приобретение личной независимости.

9. Образование и развитие позиций к общественным группам и учреждениям"[3].