Личностные факторы социально-экономических процессов

Экономическое сознание – это система понятий, посредством которых субъект осмысливает свое положение в системе существующих экономических отношений и ОГЛАВЛЕНИЕ своей экономической деятельности.

Экономическое сознание определяется тем, что перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.

Экономическое поведение направлено на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях, т.е. индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей или прибыль предприятия, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, обусловленных самим процессом естественной саморегуляции жизни. Человек живет в мире ограниченных возможностей: ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность ресурсов делает принципиально невозможным одновременное и полное удовлетворение потребностей всех людей.

Экономическая культура, т.е. знания, навыки, опыт экономической деятельности людей определяет ценности, нормы, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое влияние. Те социальные нормы, которые, возникая за пределами экономики, приобретают внутри нее специфическое значение (так, общая норма социальной справедливости в сфере экономики воплотилась в принцип оплаты по труду), и те, которые зарождаются внутри экономики, возникают из ее внутренних потребностей. Культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, влияющие на породившую их институциональную культуру. Характер влияния может быть как конструктивным, так и деструктивным. Разнообразие экономической культуры – одно из условий развития экономики.

Действительно, противоречия, возникающие в точках "пересечения" интересов групп, представляющих разные культурные типы, требуют разрешения. Противоречия, постоянно разрешающиеся на новом уровне, рождают новые стимулы хозяйствования. Однообразие же культурных типов и соответствующих форм экономических отношений, напротив, ослабляет стимулы (вплоть до их полного исчезновения), поскольку не рождает принципиально разных интересов взаимодействующих экономических субъектов, не создает новых типов хозяйственных связей.

Экономическая культура транслирует ценности и нормы, сформировавшиеся на предшествующих этапах истории, выполняет функцию обновления ценностей, а также селекционную функцию, выбраковывая устаревшие ценности и нормы. На экономическую культуру влияет идеологическая, научная, нравственная, художественная культура.

Многообразие хозяйственной деятельности порождает многообразие экономических интересов, которые классифицируются с помощью различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы общественные, коллективные и личные, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.).

Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия (так, личный интерес в получении наибольших благ может противоречить коллективным интересам). Проблема согласования разнородных интересов является одной из важнейших в экономической теории, а также в гуманитарных и общественных науках.

Экономические интересы определяют объем, структуру и качество общественного производства.

С утверждением рыночных отношений происходит резкая смена ценностей и норм, связанных с экономикой. Были нарушены принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления о том, какое экономическое поведение для них предпочтительно.

Эти ценности во многом противоречат особенностям исторически сложившегося российского менталитета и типа экономического мышления, что вызывает деформации, деструктивное экономическое поведение людей, делает часто непредсказуемым процесс выбора; психологические установки и ожидания, препятствует экономической стабилизации. Поэтому эффективность экономической трансформации в России во многом зависит от того, насколько полно и правильно оценивается и учитывается специфика нашей страны, ее национального хозяйства, особенности психологического склада ее жителей.

Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни необходима упрощенная, схематичная модель человека.

Модель человека в любой теоретической системе тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и об оптимальной государственной политике. Необходимо выделить два основных типа экономического мировоззрения:

а) мировоззрение, ориентированное на тип модели человека, в котором его главным мотивом является собственный интерес, как правило, денежный, или сводимый к деньгам. Его интеллект и информированность оцениваются высоко и считаются достаточными для достижения поставленной "эгоистической" цели. В таких теориях общество рассматривается как равновесная, гармоничная система, в которой "компетентный эгоизм" всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества;

б) мировоззрение, в котором помимо дохода и богатства предполагаются свободное время для саморазвития, соблюдение традиций, учитывающих не только личный, но и общественный интерес. На интересы и возможности его реализации налагаются существенные ограничения.

Различие между двумя типами экономического сознания и стимулируемого им поведения проявляется не только в общем подходе к философии экономической жизни, но и в конкретных рецептах экономической политики.

Целью экономического поведения человека можно считать и деньги, и стоящие за ними товары, и полезность, т.е. удовлетворение потребностей с помощью этих товаров и услуг. Можно учитывать или игнорировать воздействие на индивидуальное поведение тех или иных общественных институтов (морали, религии и т.д.), но оправданным с научной точки зрения будет выбор такого уровня абстракции, на котором выявляются специфичные, существенные именно для данной проблемы черты объекта исследования.

Любое экономическое действие связано с ожиданиями и свои решения субъекты рынка принимают исходя из своих ожиданий (будет ли инфляция, удастся ли сохранить за собой рабочее место, обанкротится ли предприятие, в акции которого вложены деньги, и т.д.). В условиях переходной экономики России у большей части населения сложились устойчивые "пессимистические ожидания" – отсюда и "утечка мозгов", и "бегство капиталов" и многие другие негативные явления.

Экономическое поведение человека в России отличается от экономического поведения западного человека тем, что рационализм последнего направлен на получение выгоды как результата не случайного акта, а постоянного сопоставления дохода и издержек. В России в силу социальноисторических особенностей развития страны рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу.

Эта отличительная особенность российского человека вносит неопределенность в ситуации, сопряженные с экономическим выбором. Иными словами, при анализе экономического поведения человека в России необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени присущую ему субъективную рациональность, основанную на особенностях российского менталитета и экономического мышления.

Поведенческая матрица обладает определенной устойчивостью и регулярностью. Выявление механизмов, структур и элементов этого порядка – актуальная задача теоретических исследований. Самое существенное при этом – изучение реального социального "каркаса" экономических действий, который обеспечивает их рационализацию в плане как оптимальной реализации интересов отдельных субъектов, так и согласования их намерений.

Экономическое поведение определяется уровнем рационального выбора и предпочтений. Однако выбор является самой неуловимой и трудно измеряемой единицей поведения.

Экономический интерес, система ценностей и экономическая культура являются конкретными ориентирами экономического выбора и тех рациональных процедур, которые используются в достижении экономических целей.