Либеральные политико-правовые учения середины XIX — начала XX в.

Либеральная политическая мысль получила импульс в своем развитии в связи с буржуазными реформами Александра II. Передовая общественность России восприняла отмену крепостного рабства и прогрессивные буржуазные реформы с воодушевлением. Введение в стране земств, появление слоя капиталистов-предпринимателей, повышение уровня грамотности в земствах — все это благотворно сказывалось на формировании в стране широкого слоя интеллигенции. Рядовые земские врачи, учителя, служащие различных учреждений, инженеры и другие профессиональные группы российской интеллигенции были социальной опорой либералов, поскольку процветание России и свое собственное благополучие они связывали с продолжением буржуазных реформ.

Умеренное, либеральное течение в русской общественной мысли представлено учениями Б. Н. Чичерина, С. А. Муромцева, Н. М. Коркунова и др. Концепции многих представителей либерального течения общественной мысли перекликаются с западничеством — ведущим направлением в историко-правовой и юридической мысли России XIX в.

Чичерин Б. Н. (1828—1904) — самый известный представитель либерального течения в юриспруденции, основывался в своем учении на неогегельянских позициях. Чичерин происходил из богатого и знатного помещичьего рода, что дало возможность получить прекрасное юридическое образование в Московском университете. Учение Чичерина изложено в диссертации "Областные учреждения России в XVII веке", а также в фундаментальных трудах "История политических учений" (в пяти томах), "О народном представительстве", "Курс государственной науки", "Философия права".

В работах Чичерина центральное место занимают государство и право. Государство — это исторически сформировавшийся союз народа, связанного законом и политической властью в единое юридическое целое для достижения всеобщего блага, идеалом последнего является гражданское общество.

Чичерин, следуя принципу историзма, проследил прогрессивную эволюцию государственности России. По концепции ученого, Российское государство образовалось как надстроечная организация для борьбы с внутренними неурядицами и внешней опасностью. До XVIII в. обязанности по обеспечению государственного порядка распределялись пропорционально между сословиями, поэтому государство и было всесословным. Только после петровских реформ государстве в полной мере проявило свою сословную, дворянскую сущность, закрепив за дворянами и горожанами соответствующие льготы. Указанный период характеризуется и расцветом крепостного права, необходимого для становления империи.

Однако с изменением исторических условий необходимость в крепостном праве отпала. Новым условиям, по мнению философа, соответствовала такая форма правления, как просвещенный абсолютизм, который впоследствии должен эволюционировать в одну из форм народного представительства. В идеале Чичерин представлял законосовещательный орган типа Земского собора или Уложенной комиссии. В перспективе автор не отрицал и конституционную монархию.

Чичерин обосновал свою позицию разделения властей. В результате буржуазных реформ должны выделиться четыре ветви власти: законодательная, правительственная (т.е. исполнительная), судебная и власть монарха. В монархической власти Чичерин видел продолжение надсословных традиций России, царь должен был стать своеобразным гарантом государственности, балансом сил в обществе и объединяющим началом в многонациональной России.

Общество и государство в концепции Чичерина неразрывно связаны, что характерно для "государственной школы" — основы его учения. Как сторонник западнической, государственной школы, Чичерин выступал противником классовой борьбы в обществе, объяснял сословное развитие через призму прикрепления дворян к службе государю, а крестьян к земле исходя из исторических реалий. Раскрепощение сословий в 1762—1861 гг. объяснялось таким же образом.

Представители разных сословий России, оказавшиеся в неравноправном положении, в идеале должны стать гражданами своей страны. Однако пережитки крепостного права не позволяют крестьянам и горожанам сразу же стать полноправными гражданами. Поэтому Чичерин предложил применить особенности сословий к реальным условиям внесословного Российского государства. Основное условие в формировании гражданского общества по концепции Чичерина — мир и согласие, которые достижимы лишь при участии всех сословий в общественной жизни страны. Следовательно, писал автор, необходимо было распределить деятельность сословий таким образом, чтобы крестьяне занимались сельским управлением, горожане городским, а дворяне областным. Только при таком распределении обязанностей в России возможно фактическое равноправие сословий и гражданское общество. Только при наличии выше "определенных условий" в отдаленной перспективе просвещенный абсолютизм эволюционирует в одну из разновидностей конституционной монархии.

Право в концепции Чичерина есть производная от государства, сформулированная в законе система общих юридических норм. В теоретическом построении ученый выделял гражданское и естественное право и закон. Гражданское право определяет взаимоотношения государства и гражданина, естественное право соотносится с нравственностью и с личностью человека, а закон объяснялся как объединяющее начало общественной жизни, которое определяет права и обязанности человека.

В своей работе "Философия права" Чичерин на вопрос "Что такое право?" отвечает следующим образом: "Это слово принимается в двояком значении: субъективном и объективном. Субъективное право определяется как нравственная возможность, как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее определение: право есть свобода, определяемая законом".

Историко-правовые концепции в трудах Чичерина были сформулированы в 1850-х годах. Проблематика местного самоуправления, крестьянской общины, центральных выборных государственных органов (Земских соборов) и теория государства отражены в "Областных учреждениях в России начала XVII века" (1856, переизд. в 1890); "Опытах по истории русского права" (1858), а также в монографии "О народном представительстве" (1886).

Наиболее убедительной в научном творчестве Чичерина признается концепция "закрепощения" сословий в Московском государстве и "раскрепощения" дворян и горожан в 1762—1785 гг., а крестьян в 1861 г. в период Российской империи. Концепция "закрепощения" и "раскрепощения" была воспринята юридической школой и стала для нее классической, поэтому одно из направлений государственной школы было названо "соловьевско-чичеринское направление".

Самый фундаментальный труд Чичерина — "О народном представительстве" — одновременно правовое и государствоведческое исследование. Здесь прослеживается историческое развитие органов самоуправления (вече в Древнерусском государстве, в Новгородской и Псковской республиках, особое внимание уделяется Земским соборам XVII в.). Впервые в отечественной историографии был проведен сравнительный анализ Земских соборов и западноевропейских парламентских учреждений. С точки зрения автора, выборные начала в России не могли привести парламентаризму, характерному для европейских государств. Народное представительство периода Земских соборов не перешло к всесословности, и выразителем интересов общества оставался монарх, поскольку народное собрание выражало только свои, узкие сословные интересы. Поэтому сословное представительство насаждалось государством "сверху", а не развивалось самостоятельно "снизу". Однако наличие органов самоуправления дало возможность проявить свои таланты лучшим представителям народа и предупредило революционный путь развития, так как появилась возможность "достигнуть цели иначе, путем борьбы мысли и слова".

Таким образом, своеобразие отечественных органов самоуправления Чичерин видел в их установлении сверху, в соответствии с интересами государства, что актуализировало необходимость развития земского самоуправления в пореформенной России и доказывало отсутствие противоречий между монархией и народным представительством в стране.

Муромцев С. А. (1850—1910) относился к сторонникам земского либерализма. Он родился в дворянской семье, юридическое образование получил в Московском университете, в 1875 г. защитил диссертацию по проблематике "консерватизма римской юриспруденции". Профессор права был председателем I Государственной думы (апрель—июль 1906 г.). одним из видных деятелей партии кадетов.

Муромцев являлся основоположником нового для России знания — социологии права. Аргументация социологии права сформулирована в нескольких его работах, вышедших в 1880— 1890-х годах: "Определение и основное разделение права". "Суд и закон в гражданском праве", "Рецепция римского права на Западе" и др.

Право в исследовании Муромцева "Определение и основное разделение права" рассматривается в противоречии и во взаимодействии творческой деятельности юристов и чиновников с консервативными нормами, зафиксированными в законах. Получается, что право развивается как живой организм, в то время как норма в законе всегда статична. Следовательно, происхождение и развитие права объясняется автором производным от общественных отношений, социальных факторов. Поэтому любую норму права он прослеживает через суть социальных отношений, лежащих в основе исследуемой нормы. Если норма не отражает каких-либо социальных связей, она определяется Муромцевым "мертвой", если социальные отношения лежат в основе нормы, таковая признается "действующей". Совокупность действующих норм составляет правопорядок, т.е. "право в собирательном смысле" или же "реальное право". Таким образом, право в собирательном смысле означает правовой порядок.

Соответственно соотношению мертвых и действующих норм должно, по Муромцеву, строиться законотворчество. Следовательно, юристы обязаны или уклоняться от применения мертвых норм, или интерпретировать их в пользу реально существующих общественных отношений. Как правило, такие функции есть у судебных и административных органов власти, законодатель же дает только универсальные (действующие и мертвые) нормы. Поэтому суду Муромцев отводил значимое, правотворческое место: "закон творит, а суд осуществляет волю законодателя". Он выступал против догматического применения закона, считал необходимым творческое толкование законов судьями, особенно в случае несовершенства законодательства и наличия в нем пробелов.

Государство, современное Муромцеву, рассматривалось как переходное на пути от абсолютизма к конституционной монархии. Эволюция формы правления должна произойти мирным реформаторским путем, без социальных потрясений. Поэтому автор положительно отзывался о введении земств, считал, что новый механизм власти постепенно вытеснит старую бюрократическую структуру. Муромцев выступал за развитие либеральных буржуазных реформ, особенно созыв в России I Государственной думы. Он, как уже отмечалось, был председателем Первой Думы до ее разгона в июле 1906 г. и сделал все возможное, чтобы сохранить за Думой "знамя легальности, знамя борьбы не кулаком, не пушкой, а законом".

Коркунов Н. М. (сторонник социально-психологического толкования права), М. М. Ковалевский (основоположник этнографии права), К. Д. Кавелин (выразитель идеи личности в мировом прогрессе) также были представителями либерального направления политической мысли.