Либеральная школа

Либеральная школа, у истоков которой стояли Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, А. Смит, склонна рассматривать международные отношения в контексте принципов права, морали и сотрудничества, полагаясь на рациональную (разумную) природу человека. В соответствии с ней человек ориентирован на справедливость и мораль в своем поведении, стремится к сотрудничеству и миру. Эти свойства сторонники этой школы переносят на деятельность государств, которые должны стремиться к сотрудничеству, правовому решению спорных вопросов.

Идеалистическая традиция обеспечения мира и безопасности без войны и господства великих держав поднималась на протяжении столетий. Так, философы эпохи Просвещения воспринимали систему международных отношений как шестеренки гигантского часового механизма Вселенной и считали, что время поистине работает на этот механизм, неумолимо везя человечество к всеобщему благу. В 1751 г. Вольтер описывал "христианскую Европу" как нечто вроде огромной республики, разделенной на ряд государств, часть которых монархические, часть же – сметанные по устройству, но все они обладают одними и теми же принципами общественно политического права, неведомыми в других частях света. Эти государства превыше всего следуют воедино премудрой политике поддержания сил друг перед другом, насколько это возможно, эквивалентного равновесия сил.

Для Вольтера равновесие сил представлялось средством превращения разнообразия в единство. По замечанию известного американского дипломата Генри Киссинджера, философы подменяли намерения результатом: в продолжение всего XVIII в. государи Европы вели бесчисленные войны и не помышляли о теоретическом обосновании принципов построения мирового порядка. В тот самый конкретный момент, когда международные отношения начинали основываться на силе, возникало такое количество новых факторов, что расчеты становились все более и более невозможными. Либерализм был не только доктриной, но и внешнеполитической стратегией.

Доктрина мирового либерального порядка В. Вильсона

Одним из виднейших политиков XX в., стоявшим на идеалистических позициях, был Вудро Томас Вильсон (1856–1924) – 28-й президент США (1913–1921). В борьбе за передел сфер влияния в колониальном мире он инициировал вступление США в Первую мировую войну, выдвинув при этом, как уже отмечалось, программу либерального мирового порядка "Четырнадцать пунктов".

В. Вильсон лично участвовал в Парижской конференции 1919 г., посвященной итогам Первой мировой войны. На ней он выступил с программой послевоенного устройства мира. В его идеалистической программе главное отличие от реализма состояло в следующем. Реалисты считают, что ответственность за международные отношения несут сильные государства. Программа Вильсона потребовала, чтобы мировой контроль осуществлялся с помощью коллективной деятельности всех государств мира. Кроме того, Вильсон отвергал мысль о существовании структурных причин международных конфликтов. Полагая, что гармония – вещь естественная, Вильсон жаждал учреждения институтов, которые устранили бы иллюзию конфликта интересов и позволили бы утвердиться чувству мировой общности. Главный результат этого типа мышления выразился в создании Лиги Наций по окончании Первой мировой войны. Мировой порядок, учрежденный после подписания Версальского договора (1919), просуществовал лишь два десятилетия, до Второй мировой войны, которая привела к еще более трагическим последствиям, чем Первая.

После окончания "холодной войны", в 1990-е гг. либерализм перерастает в неолиберализм, постулирующий идею отказа от военного противостояния и гонки вооружения, настаивая на правовом регулировании международных конфликтов. В связи с этим в мировой политике возрастает влияние межправительственных и неправительственных организаций.

Концепция "двух зон" (М. Зингер и А. Вилданский)

Эта концепция одна из современных версий либерального порядка. Американские политологи М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность мира на две части – зоны мира, благосостояния и демократии и зоны войны, брожения и развития.

В зоны мира, благосостояния и демократии входят 25 стран: страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15% населения земного шара. В этих зонах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядовых граждан по историческим меркам весьма высок (от 10 тыс. до 30 тыс. долл. годового душевого потребления валового национального продукта), а продолжительность жизни – не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию качественной наукоемкой экономики. Сегодня постиндустриальные экономики характеризуются использованием компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии выдвинули такие понятия, как тонкость, гибкость и способность к творчеству, оттеснив на задний план массовость и власть. Здесь успех определяется умением договариваться, финансировать и торговать, а также налаживать высокоадаптивное и эффективное производство. Наиболее верный путь к успеху – убеждение, а не принуждение. В условиях качественной экономики сами люди, а не вещи становятся главной ценностью. Отсюда следует, что неразумно жертвовать людьми во имя завоевания территорий и источников сырья, поскольку люди представляют собой большую ценность, чем эти приобретения.

По мнению этих политологов, большинство людей на планете проживает в зонах войны, брожения и развития, в которых преобладают бедность, анархия и тирания. Эта периферия станет источником новых угроз и вызовов.

Не со всеми доводами авторов этой концепции можно согласиться безоговорочно. Так, следует признать, что богатство, демократия и мир неразрывно связаны друг с другом, хотя из этого правила есть исключения. Достаточно заметить, что в мире имеется восемь стран, богатых нефтью (это страны Персидского залива) с населением по 1 мли в каждой. Их называют "богатыми", но "неразвитыми". Их богатство не связано с высокой производительностью труда населения данных стран, оно не ассоциируется с демократией. Напротив, полдюжины малых стран мира, ставших богатыми, не имея нефти или других природных ископаемых, являются демократическими. Или "продвижение" демократии США и НАТО на новые страны методом ковровых бомбардировок (как в Югославии (1999), в Ираке (2003) или свержение законных правительств с помощью организации государственных переворотов ("арабские революции" 2011–2012 гг., Украина (2014)).