Е. С. Левицкая. Школа Левицкой (1908 г.)

Индивидуализация

"Что касается детей, не отступающих от нормы в физиологическом отношении, то из них каждый, вступая в школу, собственно, дает ей собой новую задачу. С каждым новым ребенком воспитатель стоит перед трудностью — найти новое решение с новой комбинацией данных той общей и вечной задачи, изучению условий которой посвящена его жизнь. Но здесь он может растеряться и, уходя в мельчайшие подробности данной темы, упустить из виду цельную свою работу в школе. Этого не должно быть. И здесь принцип — школа не перевоспитывает — оказывается справедливым своей другой стороной. Воспитатель, получая из семьи ребенка, отнюдь не должен думать, что его задача заключается в переделке ребенка во что-то такое общее, что отвечает его собственному педагогическому представлению, хотя бы и наилучшему. ...школа не формирует человека, а работает над человеком', се продукт не шаблон "такой-то именно школы", а все разнообразие полученного из семьи материала с сохранением его индивидуальности и обособленности, но известным образом обработанного, и обработанного соответственно индивидуальности каждого воспитанника и воспитанницы... Все формы непослушания, дерзости, своеволия, лени, распущенности — золотой материал для школы, в борьбе с которым она должна показать свои силы, свою надобность... Тут школа, своими преимуществами спокойствия и терпения, хорошей размеренностью своего влияния, всесторонним неусыпным наблюдением, находчивостью в применении мер воздействия, имеет решительные преимущества перед семьёй и может достигнуть результатов, для семьи непосильных".

Доминирующие направления и условия в работе с трудными детьми

В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:

• перевод социальной ситуации в педагогическую;

• воспитание нравственно-правовой убежденности;

• формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;

• развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

• создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;

• организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

• предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания (склонность к воровству), драмомания (бродяжничество) и др.);

• организация благоприятного социально-психологического климата в семье и образовательных учреждениях;

• ликвидация пробелов в знаниях.

Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:

• знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;

• учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;

• учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;

• уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;

• опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;

• включение в творческую общественно полезную деятельность;

• выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;

• защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний. Таким образом, совершенно очевидно, что ребенок субъектен в педагогическом процессе, что и делает этот процесс очень сложным, но и безгранично интересным для педагога.