Лекция 6. Леонид леонов (1899-1994)

После изучения данной главы студент должен:

знать

творчество Л. М. Леонова как феномен русской культуры XX в.;

• роман Л. М. Леонова как новую жанровую модификацию (философский роман);

• социально-психологическую, историко-культурную, философскую и религиозную проблематику творчества Л. М. Леонова;

• роль мифопоэтического фактора в художественном сознании писателя;

• роль иронии и символики в художественно-философском осмыслении действительности;

уметь

• видеть творчество Л. М. Леонова в контексте классики XIX в., прежде всего творчества Ф. М. Достоевского; в историко-культурном и философском контексте Серебряного века;

• соотносить творчество Л. М. Леонова с творческими исканиями М. А. Булгакова, А. II. Платонова, В. В. Набокова;

• включать позднее творчество Л. М. Леонова в контекст русской литературы второй половины XX в.;

• определить место романа "Пирамида" в творческой эволюции Л. М. Леонова;

владеть

понятиями "роман", "философский роман", "мифопоэтика", "ирония", "символика", "подтекст";

• навыками самостоятельного анализа романной структуры.

Выдающийся художник XX в., Л. М. Леонов, сохраняя связи с реалистической традицией, воссоздал в многообразии прекрасно вылепленных типов, характерных деталей и ситуаций несколько драматических десятилетий русской истории: столкновение "города" и "деревни", судьбы как участников "штурма небес", так и отброшенных на обочину истории "бывших людей", сумел передать трагическую атмосферу времени больших ожиданий.

Помимо прямого изображения типов, реалий и ситуаций, Леонов ввел в свои произведения "торнадо идей", бушевавших в России. Он придал им статус второй реальности, заставил звучать в своих романах хор голосов, каждый из которых предлагал свою версию действительности. Эти голоса вкупе с корректирующей иронией автора придали его произведениям намеренную структурную "открытость", незавершенность, представили мир как совокупность неразрешимых противоречий, загадав читателю и исследователю множество загадок, создали образную философию века.

Творческая биография Л. М. Леонова

Леонид Максимович Леонов родился 19 (31) мая 1899 г. в Москве в купеческом районе Зарядье, воспоминания о котором отразятся в ряде его произведений. Отец писателя – поэт-суриковец, известный под псевдонимом Максим Горемыка. В 1918 г. Леонов уехал в Архангельск, где жил его отец и где будущего писателя застала Гражданская война, недолго служил в Белой Армии, затем – в РККА, работал в армейской печати. В литературу Леонов вступил в самом начале 1920-х гг. Тогда в холодной, опустевшей Москве появилось много молодых, еще безвестных талантов, юношей в красноармейских шинелях, пришедших в столицу с фронтов Гражданской войны. Среди них был и Леонид Леонов.

Уже первые рассказы и повести Леонова ("Бурыга", 1922; "Петушихинский пролом", 1923; "Туатамур", 1922, опубликован в 1924, и др.) обратили на себя внимание виртуозным владением словом. Писатель обнаружил в своих произведениях приверженность к сказу и орнаментализму, любовь к сложному, построенному на смысловых ассоциациях словесному рисунку, пристрастие к яркой метафоре, неожиданному эпитету, чеканному афоризму. С середины 1920-х гг. Леонов обращается к большой эпической форме и делает предметом изображения трагические противоречия, присущие судьбе деревни после Гражданской войны ("Барсуки", 1924), духовное состояние общества после революционного перелома ("Вор", первая редакция – 1927), вторжение индустриального века в дебри лесной патриархальной Руси ("Соть", 1929, опубликован в 1930), судьбы старой интеллигенции, ее отречение от прежних идеалов и иллюзий ("Скутаревский", 1933), многообразие типов, сошедшихся на сцене послереволюционной России в ее столкновении с трагическими противоречиями бытия ("Дорога на океан", 1935), облик предвоенной молодежи ("Русский лес", 1953). В конце 1920-х гг. Леонов пишет несколько пьес: "Унтиловск" (1928), "Усмирение Бададошкина" (1929), "Половчанские сады", "Волк" (обе – 1938), "Метель" (1940), "Обыкновенный человек" (1942), "Нашествие" (1942; Государственная премия СССР, 1943; вторая редакция – 1964), "Лёнушка" (1943), "Золотая карета" (1946; вторая редакция – 1955; новая редакция -1964). Завершением духовной эволюции писателя стало произведение "Пирамида. Роман-наваждение в трех частях" (1994).

Л. М. Леонов участвовал во всех съездах писателей СССР, избирался членом правления и секретарем Союза писателей. С 1972 г. он действительный член АН СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Его литературная и общественная деятельность в защиту природы отмечена званием Героя Социалистического Труда (1967). Он лауреат Ленинской премии (1957, за роман "Русский лес") и двух Государственных премий СССР (1943, 1957). Умер писатель 7 августа 1994 г. в Москве.