Лекарственное обеспечение населения

В настоящее время оказание медико-социальной помощи гражданам невозможно без лекарственного обеспечения. Организация качественной лекарственной помощи в составе комплекса мер медицинского обслуживания позволяет решать многие проблемы, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний.

Обеспечение населения, и особенно социально уязвимых его групп, лекарственной помощью имеет большую социальную значимость. Во-первых, данный процесс нацелен на успешное преодоление существующих социальных рисков, поскольку снабжение социально незащищенных людей необходимыми лекарственными препаратами способствует поддержанию их здоровья, препятствует снижению уровня жизни и переходу в бедные слои населения. Во-вторых, доступность лекарств в целом способствует успеху лечения, снижает уровень госпитализации и улучшает качество жизни всех групп пациентов, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи.

Согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", лекарственные средства – это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Лекарственные препараты – это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Структура фармацевтического рынка представлена несколькими сегментами: оптовым, розничным и госпитальным.

Лекарственное обеспечение пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений осуществляется через аптечные учреждения: аптеки (государственные и частные), аптечные пункты, расположенные в учреждениях здравоохранения, например в городских поликлиниках, а также аптечные киоски и аптечные магазины. Снабжение пациентов стационарных учреждений здравоохранения производится через соответствующие структурные подразделения данных учреждений – больничные аптеки.

Особого внимания заслуживает проблема льготного лекарственного обеспечения социально уязвимых групп населения, которая возникла еще в начале 1990-х гг. в период формирования рыночных отношений. Причинами этого явился комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе падение доходов населения, ухудшение общественного здоровья, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.

В 1994 г. было принято постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями лекарственные средства по рецептам врача должны были отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50%-й скидкой). Введение в действие этого документа было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения лекарственных средств, ростом цен на них, что сделало медикаменты недоступными для населения с низким уровнем доходов.

В 2004 г. была принята программа дополнительного лекарственного обеспечения, основными принципами которой стали: персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, ликвидация существующей диспропорции в лекарственном обеспечении на территории РФ.

Особое внимание на льготное лекарственное обеспечение было обращено в 2005 г. после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”", в котором была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе в части лекарственного обеспечения социально уязвимых категорий населения.

Трансформация программы дополнительного лекарственного обеспечения произошла на рубеже 2004–2005 гг., когда в рамках общего пересмотра государственных обязательств была предпринята попытка определения объема средств, достаточного для обеспечения формальных гарантий и удовлетворения насущных потребностей населения в медикаментозном лечении.

До начала монетизации льгот система лекарственного обеспечения, реализуемая на региональном уровне, существовала в довольно фрагментарном виде, что не способствовало ее полноценной работе. Предпринятые реформы значительно расширили не только декларируемые гарантии больных, но и возможности реализации предоставленных привилегий, хотя бы потому, что бюджет программы увеличился только за один год более чем в 6 раз (с 7,9 млрд рублей в 2004 до 50,8 млрд в 2005 г.). Благодаря преобразившейся системе лекарственного обеспечения многие больные получили возможность получить дорогостоящие лекарства без обращения в больничные учреждения.

В середине 2007 г. было принято решение о модернизации программы за счет передачи полномочий по организации лекарственного обеспечения, закупки и, соответственно, финансирования в субъекты РФ.

В результате в 2008 г. лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан условно разделилось на две составляющие:

1) федеральные закупки, которые осуществлялись на федеральном уровне для обеспечения необходимыми лекарственными средствами пациентов с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии – это семь нозологий, таких как гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкозы, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей;

2) региональные закупки – это закупки, которые осуществлялись непосредственно субъектами РФ для обеспечения других льготных категорий граждан.

В настоящее время право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение имеет значительная часть населения, которую условно можно разделить на две группы:

1) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение по статусу;

2) имеющие право на бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение в связи с характером заболевания.

Так, к первой из выделенных групп лиц, имеющих право на бесплатное лекарственно обеспечение, относятся инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, дети до трех лет (до шести лет из многодетных семей), ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы, бывшие узники концлагерей и др. Ко второй группе лиц, также имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение относятся лица, страдающие такими социально значимыми заболеваниями, как ВИЧ-инфекция, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), сахарный диабет, туберкулез, сифилис и др.

Право на получение лекарственных препаратов с 50%-й скидкой имеют доноры, пенсионеры, получающие пенсию по старости в минимальных размерах, работающие инвалиды II группы, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и др.

Содействие в реализации и защите прав граждан на лекарственное обеспечение, особенно социально уязвимых его групп, является важнейшей составляющей деятельности социальных работников.