Заключение

Нормы, указывающие на правила деятельности в системе социальной работы, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т. е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средства социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых актов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность деятельности социальных учреждений.

На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосударственного значения.

Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т. е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средства социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых актов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность деятельности социальных учреждений

Правовую основу социальной работы в России заложили документы 1990-х гг. - Конституция РФ, законы РФ "О занятости населения в Российской Федерации" 1991 г., "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" 1992 г. (ныне утратил силу), "О ветеранах" 1994 г., "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" 1995 г., "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 1995 г., "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" 1995 г. и др. В этот период сформировалось правовое поле социальной работы как система юридических средств, регламентирующих правовые отношения между субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы выполняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относительно формирования и функционирования социальных служб, регулируя ОГЛАВЛЕНИЕ и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения.

С точки зрения объекта социальной работы принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 1998 г.), и адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 г.). В практике социальной работы возможна также классификация нормативных актов социальной работы по содержательному критерию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты.

В Концепции модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования.