Лекция 3. В ЛАБИРИНТАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Только выдуманное теоретиками государство представляет собою систему.

О. Шпенглер

В результате изучения дайной главы студент должен:

знать о принципе системности в политике, моделях политических систем, типологиях политических систем, особенностях тоталитаризма, авторитаризма, демократии, основных направлениях и принципах модернизации политических систем;

уметь оперировать понятиями "политическая система", "модернизация", "тоталитаризм", "авторитаризм", "демократия";

владеть основными теоретико-методологическими подходами к исследованию политических систем, модернизационных процессов.

Принцип системности в политике

Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея исследовать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Мы знаем, что живые организмы чрезвычайно сложны и целостны. Сердце, легкие, кровь, мозг осуществляют свои функции, чтобы поддерживать жизнь. Уберите один орган – и живое существо погибнет. Повредите любой орган – и остальные компоненты биологической системы будут вынуждены изменить свои функции, чтобы восполнить работу поврежденного органа и сохранить жизнь.

В современной науке понятие "политическая система" означает совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, с помощью которых реализуется политическая власть. Эта категория начала использоваться политиками в 1950–1960-х гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур. Одними из первых рассматриваемую категорию ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет нс только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, идеи и мировоззрение. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, тут же изменяется политическая жизнь в целом.

Таким образом, системный анализ политической жизни опирается на представление о системе, находящейся в некоторой среде и подвергающейся внешним возмущающим воздействиям, угрожающим вывести существенные переменные системы за пределы их критических значений. В рамках этого анализа важным является следующее допущение: для того чтобы выжить, система должна быть способна отвечать на внешние вызовы с помощью действий, устраняющих стресс. Действия властей имеют ключевое значение в этом отношении. Но для действий, причем осмысленных и эффективных, власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем. Обладая информацией, власти способны обеспечивать в течение некоторого времени минимальный уровень поддержки системы.

Системный анализ позволяет сформулировать ряд ключевых вопросов, ответы на которые помогли бы сделать более насыщенной конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм представленную ниже схематическую модель политической системы (рис. 3.1). Какова в действительности природа тех воздей-

Рис.3.1

ствий, которым подвергается политическая система? Как они передаются системе? Какими способами, если таковые существуют, системы чаще всего стремятся преодолевать стрессы? Какие типы процессов обратной связи должны существовать в любой системе, если сами условия ее функционирования вынуждают систему приобретать и накапливать потенциал, позволяющий действовать в направлении ослабления стресса? Как различные типы политических систем – современные и развивающиеся, демократические и авторитарные – отличаются типами своих "входов" и "выходов", своими внутренними процессами и обратными связями? Как эти различия влияют на способности системы к выживанию, когда она подвергается воздействию стресса?