Заключение

ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплинарного комплекса политической философии демонстрирует, с одной стороны, принципиальное значение философского осмысления для изучения и понимания феноменов политической культуры, а с другой – роль развития политической культуры в динамике и конкретизации философских идей. В этом плане политическая философия и политическая культура с необходимостью предполагают и дополняют друг друга. В определенном смысле политическая философия не только вырабатывает рациональные концепты, объясняющие феномены реальной политической культуры, но и создаст некий теоретический задел идей, важных для развития политической культуры, политической теории и практики.

Политическая философия постоянно стремится отвечать на вызовы современности, осмысляя и переосмысляя пройденный исторический путь, открывая возможные перспективы и альтернативы. Поэтому дальнейшие векторы их развития связаны с такими факторами современного социально-политического развития, как дальнейшее развитие процессов глобализации, формирование проектно-сетевого социума, все более глубокое проникновение в биологические и физиологические механизмы поведения, деятельности мозга. Человек во все большей степени одновременно осознает и свою включенность в мир природы, и возможности влияния на эту природу – от собственного субмолекулярного и даже субатомного уровня до космического масштаба. В этой связи все более радикально и интенсивно меняются возможности политической жизни, формирования и реализации власти, представления о возможностях влияния на политические процессы, характере необходимых политических институтов, перспективах гражданского и политического участия.

Тем самым раскрываются роль и место политической философии как концептуальной и теоретической основы изучения и развития других политических дисциплин – от политического права до конкретных политических технологий.

Глоссарий

Аксиология – философская дисциплина, в рамках которой рассматриваются происхождение, типология и роль ценностей в различных проявлениях общественной жизни, формирования и развития личности.

Анархия – политическая идеология и практика, основанная на отрицании государства и самодостаточности ответственности свободной личности.

Антропология – учение о происхождении и развитии человека как биологического и социально-культурного феномена. В этой связи следует различать антропологию как часть естествознания, философскую и культурную антропологии.

Безопасность – базовая ценность социогенеза, связанная с необходимостью обеспечения возможностей выживания и развития конкретного общества, группы, семьи. В современном обществе безопасность становится предметом разветвленной системы институтов, обеспечивающих ее в сферах внешней политики, обороны, здравоохранения, продовольствия, информации, бизнеса и т.д.

Власть – одно из основных понятий в политической науке, при этом социологически "аморфное" (по М. Веберу), т.е. не уточняемое строго. Сегодня выделяют власть силы (power) и власть авторитета (authority), этим понятиям примерно соответствуют концепции "власть над" и "власть для". Классическое определение власти для первого случая дал М. Вебер: "Если субъект А оказывает влияние на В и добивается того, что он выполняет его волю независимо от своего желания, то А имеет власть над В". В рамках второго подхода власть можно определить как способность аккумулировать ресурсы различного вида для решения общественно важных проблем.

Глобализация – всемирный процесс интеграции экономических, финансовых рынков, снятия барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Глобализация интенсифицирует связи и взаимозависимости в политической, военной, культурной сферах, способствует появлению социальных связей в наднациональном масштабе.

Гносеология – философская дисциплина, представляющая собой общую теорию познания. В настоящее время из нее фактически выделились когнитология (теория познавательных процессов), эпистемология (теория форм знания), логика и методология науки.

Демократия – в современном понимании способ организации власти на основе мнения большинства и с сущностным учетом мнения меньшинства, предполагает постоянный диалог общества и власти, наличие разнообразных форм и институтов влияния общественных групп на процесс принятия решений.

Дискурс, дискурсивный подход – способ рассуждения, речь с учетом ее коммуникативного контекста.

Доверие – важнейшая часть социального капитала, предпосылка конструктивных социальных и межличностных отношений, основанная на осознании общности ценностей и предсказуемости ответственного поведения партнера.

Идентичность – проявление самосознания и самоопределения, выражающее отождествление личностью себя с некоей социальной общностью, сопричастность ей.

Идентификация – характеристика набора свойств, относящая конкретное явление, личность к некоей общности, категории.

Идеология (политическая) – совокупность по преимуществу систематизированных представлений, взглядов и идей, выражающих отношение к действительности тех или иных субъектов политики. Политическая идеология – форма социального мышления, присущая современному обществу, в котором оказалась сломлена монополия церковной интерпретации мира.

Идея – умопостигаемый образ предмета реальности, выраженный в единстве знания существенных свойств, оценочного отношения и возможной деятельности с ним.

Империя – сложное государственное образование (сверхгосударство), унитарное объединение разнородных частей, находящихся на разной стадии формирования собственной государственности и подчиненных центру-метрополии.

Индивидуализация – стадия социализации личности, выражающая уникальную неповторимость освоенного социального опыта, обусловленная биопсихологическими особенностями, фактами биографии и личностным самоопределением.

Инновации – целевое (сознательное) изменение в структуре или функциях системы определенного вида, переводящее систему в качественно новое состояние. Социально-политические реформы могут рассматриваться как инновации в случае достижения социумом нового уровня цивилизационного развития.

Институт, институты – (от лат. institutium – установление, учреждение) – совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного человеческого сообщества.

Институционализм – одно из современных направлений экономической мысли, сформировавшееся в 1920–1930 гг., в котором ключевая роль отводится социально-экономическим факторам (институтам), определяющим особенности развития общества.

Информационное общество – цивилизационная стадия развития общества, сформировавшаяся ко второй половине XX в., в котором информация, информационно-коммуникативные технологии играют ключевую и определяющую роль во всех сферах социальной жизни.

Коммунитаризм – направление мысли и движение, направленное на восстановление гражданских ценностей и коллективизма. Сторонники коммунитаризма видят смысл общества в моральных ценностях и общине, противопоставляя их государственности и эгоистическому индивидуализму. Они считают, что именно от своей общины – деревни, субкультуры, общественно-политического движения или этнической группы – люди приобретают специфические права и обязанности.

Конструктивизм – концепция в гуманитарных и социальных науках, согласно которой познание выступает как результат активности познающего субъекта, выражающийся в построении моделей, интерпретаций. Аналогично и социальные институты, и социальная реальность в целом проявляют зависимость от социально-психологической активности. Социальная реальность, включая политическую сферу (нации, государства, институты), рассматривается как реализация интересов, ценностей, идей и не сводится к материальным условиям.

Культура – система порождения, отбора, сохранения и трансляции социального опыта. Реализуется в ценностно-нормативных системах различной степени институционализации. В этой связи могут выделяться культуры различных сфер деятельности (правовая, политическая, экономическая, организационная и т.д. культуры), национально-этнические культуры, субкультуры (профессиональные, молодежные, досуговые).

Легитимность – признание обществом правомерности какого-либо института или лидера, справедливости выдвигаемых им целей и требований.

Либерализм – политическая идеология, в основе которой свобода и ответственность личности, приоритет се интересов и ценностей, равенство прав, терпимость, управление с согласия управляемых, антипатернализм (при различиях в их интерпретации), рационализм, установка на возможность рационального усовершенствования общества.

Личность – наделенный сознанием индивид, вменяемый актор социальной жизни.

Марксизм – философское и политическое учение, связанное с творческим наследием и развитием представлений К. Маркса и Ф. Энгельса, их последователей. Включает в себя классический марксизм как творческий синтез трех источников, трех составных частей марксизма – представлений утопического социализма, английской политической экономии и классической немецкой философии, а также такие направления, как философия человека и философия истории.

Модерн – этап развития цивилизации Нового времени и проект современности, связанный с акцентированием роли рациональности, научного познания, преобразования на этой основе реальности.

Модернизация – радикальное социальное обновление, переход от традиционного общества к индустриальному, от индустриального – к постиндустриальному.

Мораль – сторона общественной практики, связанная с представлением о добре, смысле жизни и вытекающими из них правилами человеческого поведения. Наукой о морали является этика.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, а также обосновывающие такую политику теория или идеология.

Насилие – принуждение (физическое, экономическое, нравственное) одного субъекта над другим, осуществляемое с определенной целью вопреки его согласию, воле и интересам.

Ненасилие – совокупность этических, социальных и культурологических принципов, развивающих идею отказа от агрессии в любой форме. По своему смыслу данные идеи можно разделить на две основные версии. Во-первых, отказ от агрессии в отношении человека к окружающему миру в целом, включая других людей, животных, насекомых и т.д. Во-вторых, как отказ от насилия в социально-политической практике в отношениях между людьми и общественными организациями, государствами. В качестве политической практики ненасилие направлено на лишение правящей политической власти легитимности: демонстративный отказ от сотрудничества с органами власти и ее представителями, мирные демонстрации, попытки общественной самоорганизации для решения насущных социальных проблем без участия государства, активное использование публичного пространства, медиа для выражения и аргументации своей позиции.

Номинализм – направление в философии, в котором понятия рассматриваются исключительно как имена, и тем самым отрицается отдельное существование "универсалий" (значения общих понятий).

Норма – формально или неформально установленное правило в определенной сфере, требующее выполнения.

Нравственность – практика поведения, осуществляемого в соответствии с нормами принятой морали.

Онтология – философская дисциплина, учение о бытии (сущем) как таковом.

Ответственность – в нравственно-правовом плане: (1) синоним обязанности что-либо сделать; (2) последствие нарушения обязанности; (3) принятие или возложение определенных обязательств, предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с последующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств. В плане философской антропологии и метафизики нравственности – неизбывное следствие факта бытия человека, его включенности в причинно-следственные связи. В этом плане ответственность является следствием социализации и условием формирования самосознания.

Парадигма – система нормативных установок (концепций, методов, теорий), признанных научным сообществом, выступающих основанием последующих исследований.

Персонология – философское, а также междисциплинарное учение о личности.

Платонизм – философские представления, опирающиеся на учение Платона о существовании отдельного мира идей, которые представляют собой сущности вещей видимого мира.

Позитивизм – философская концепция, акцентирующая внимание на научном познании, согласно которой значимыми являются только результаты эмпирических исследований. Позитивизм противостоит метафизическим размышлениям о трансцендентных сущностях, не связанных с конкретным опытом.

Политика – отношения по поводу власти. В английском используется два термина: politics – борьба за завоевание или удержание власти, включая выборы, и policy – выдвижение, обсуждение, принятие и реализация программ решения актуальных для данного общества проблем (например, социальная, экологическая, образовательная политики), (ср. "власть над" и "власть для"). Использование в русском языке одного термина для обозначения разных понятий приводит в реальной российской политике к смешению этих смыслов (например, закон об иностранных агентах).

Политическая культура – система порождения, воспроизводства и развития социума и власти.

Политическая философия – философская дисциплина, в которой осмысляется обустройство общества, роль в этом обустройстве власти (государства) и личности. В ее предмет входят вопросы об условиях возможности правильной жизни, о свободе и наилучшем политическом порядке.

Политический класс – часть общества, чья деятельность связана с осуществлением функций государственной власти.

Политология – наука но политических институтах и политических процессах.

Постмодернизм – концепция и социально-культурная практика второй половины XX в., в которых переосмысливаются итоги модернизма. Согласно постмодернизму людям недоступна реальность как таковая, представления о ней задаются языком, придающим форму всему мыслимому и воображаемому. Поэтому реальность определяется теми, кто имеет власть формировать язык и дискурс. Тем самым формируются представления о реальности, обществе и человеке как лишенных универсальных общезначимых оснований. Любой феномен в процессе его осмысления может быть подвергнут "деконструкции", показывающей зависимость представлений о нем от различных установок. Нравственным следствием постмодернистских установок является ценностный и нравственный релятивизм.

Постсекуляризм – современное общественно-философское учение, переосмысляющее роль и возможности самодостаточности секуляризма (светскости) модерна, предполагая новый этап включения религии в социальную жизнь, расширения практик поиска трансцендентного.

Права человека – понятие, тесно связанное с идеей свободы, выражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений "человек – государство" и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком. ОГЛАВЛЕНИЕ прав человека систематизировано во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООП.

Просвещение – общественно-политическое течение конца XVIII – начала XIX в., представители которого стремились устранить недостатки современного им общества за счет изменения нравов, распространения гуманистических идей и научного познания.

Равенство – понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе, в разных теориях, трактуется как правовое равенство, равенство доступа к ресурсам и т.д.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой бытие, познание и поведение людей строятся в соответствии с принципами, доступными человеческому разуму. Идея рационализма возникла в рамках теологии, где ее сторонники настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу. В науке, технике, социальных практиках рационализм связан с представлением о непротиворечивых (конструктивных) системах, об эффективной целенаправленной деятельности.

Реализм – восходящее к платонизму философское учение, согласно которому общие понятия ("универсалии") имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Революция – глубокие преобразования (политические, экономические и социальные), происходящие в обществе не в итоге их постепенного накопления (эволюция), а в результате относительно кратковременной совокупности исторических событий, возглавляемых политической силой (группой), пришедшей к власти (иногда в ходе вооруженного восстания) и провозгласившей своей целью эти изменения.

Свобода – одна из базовых ценностей развития общества и личности. Различают свободу суверенную (связанную с фактом самосознания и самореализации, "свободу хотения") и свободу институциональную (связанную с институциональными рамками и гарантиями самореализации без ущерба для суверенной свободы других членов общества, "свободу делания"). Идея свободы является центральным понятием в идеологии либерализма, где в институциональной свободе различают "свободу от", или отрицательную, свободу от насилия, и "свободу для", или положительную, свободу делать что-либо для блага общества.

Семиотика (семиология) – теория знаков и знаковых систем, их формирования, развития и использования.

Солидаризм – учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Идея "социально ответственного рыночного хозяйства" легла в основу многих европейских политических партий. В русскую политическую литературу термин "солидаризм" ввел петербургский юрист Г. К. Гинс (1887–1971), министр колчаковского правительства, профессор университетов Харбина и Беркли. Солидаризм является идеологий Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС).

Социализация – процесс и результат усвоения индивидом социального опыта: принципов, норм, правил поведения окружающего его общества. Агентами социализации являются семья, школа, профессиональная среда, друзья, общественные организации и т.д. Именно социализация делает индивида полноценной личностью.

Социум – устойчивая социальная общность, характеризующаяся общностью культуры: едиными условиями и способами жизнедеятельности людей.

Справедливость – одна из базовых ценностей социальной жизни. Различают два вида справедливости: "уравнительную" – как равенство всех членов общества перед действующими законами и правилами, и "распределительную", связанную с доступом к благам в соответствии с определенными критериями, заслугами перед обществом.

Толерантность – добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их.

Утилитаризм – концепция и идеология максимизации блага. Она лежит в основе современной теории справедливости, детально разработанной Д. Ролзом и существенно дополненной в ходе ее активного обсуждения.

Федерация, федерализм (от лат. foederatio – союз, объединение) – система правления, в которой государственная власть и суверенитет осуществляются как минимум на двух уровнях: общенациональном и субъектов федерации (республик, штатов, земель, провинций, кантонов и т.д.), учреждающих ее на основе специального договора.

Феминизм – идеология и течение в политической науке, делающие акцент на равноправии полов, социальной сконструированности деления общества на мужчин и женщин и необходимости прекращения дискриминации по гендерному признаку, расширении прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. Феминизм критически анализирует традиционную гендерную асимметрию, связывает ее с привилегированным положением мужчин и подчиненным положением женщин с точки зрения их социально-экономических, политических прав и культурного авторитета.

"Хорошее общество" – концепция, отрицающая универсальные нормативные образы "идеального государства", предполагает систематический анализ показателей уровня развития и качества жизни, которые могут выстраиваться в рейтинги, отражающие максимальное повышение материального уровня жизни. Лидеры этих рейтингов могут рассматриваться ориентирами, задающими вектор развития.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов и являются важнейшими компонентами культуры наряду с нормами и идеалами.

Экзистенциализм – направление в философии, возникшее в XX в., сводящее представления о бытии, познании, человеке, социальных отношениях к экзистенции – персоно-логическому опыту переживания "заброшенности в бытие" наделенного сознанием свободы и ответственности индивида.

Элита – часть общества, выполняющая лидерские функции: постановки целей, путей их достижения, консолидации и мобилизации других членов общества. В современных политических науках зачастую отождествляется с правящей группой политического класса.

Эпистемология – философская дисциплина, связанная с выработкой представлений о природе, формах знаний, их структуре и факторах развития. Сформировалась в рамках общей теории познания (гносеологии) в связи с развитием логики и методологии науки.