Лекция 3. Квалиметрия и ее практическое использование в управлении качеством

После изучения данной главы студенты и выпускники вузов должны:

знать

сущность квалиметрии, ее задачи и роль в управлении качеством;

– методы определения численных значений показателей качества продукции;

– принципы и методы оценки уровня качества продукции;

уметь

использовать количественные методы оценки качества продукции, услуг, труда, процессов, постоянно возникающих в управлении качеством и смежных с ним видах деятельности (стандартизации, сертификации, внутренних оценках СМК, подтверждении соответствия и др.);

владеть

понятийным аппаратом;

– методологией и методикой измерения продукции, процессов в социологии, психологии, логистике, педагогике, медицине и многих других видах человеческой деятельности, связанной с управлением.

Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством

Основные понятия квалиметрии

Управление качеством во многом основывается на количественных методах, что, безусловно, требует использования квалиметрии. Активное развитие квалиметрия получила в середине 60-х гг. XX столетия, когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы его оценки.

Термин квалиметрия образован от латинского "квали" (qualitas – качество или qualis – какой по качеству) и греческого "метрия" (metreo – измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:

• общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

• специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

• предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции: технических устройств, изделий и т.д.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы появились такие направления, как социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и т.п. Это связано с ее "экспансией" и диффузией во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки имеется несколько статусов (экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный). Экономический статус определяется экономическим ОГЛАВЛЕНИЕм качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов. Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов. Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств. Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальных видов квалиметрии – предметных квалиметрий. Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества. Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции в соответствии с отечественным стандартизованным определением уровень качества представляет собой относительную характеристику КП, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Роль квалиметрии в управлении качеством

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важные следующие:

• прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

• разработка методов определения численных значений показателей качества;

• разработка принципов и методов оценки качества;

• выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

• определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

• определение научно-технического уровня НТД;

• расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

• установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

• планирование разработки и освоения новых видов продукции;

• определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;

• оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

• определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

• планирование повышения качества изготовления продукции;

• планирование технического уровня и качества;

• проведение контроля и испытаний;

• установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;

• выбор моделей сертификации продукции и СК;

• проведение внешними организациями оценок СК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);

• проведение внутренних оценок своей СК и ее различных подсистем;

• сертификация СК;

• аттестация производства;

• выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

• определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;

• изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

• подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

• выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в УК.