Культурология и социология культуры. Культурология и история культуры

Социология культуры является научной дисциплиной, изучающей культуру с точки зрения социологии и использующей все достижения современной науки об обществе. В данном контексте культура трактуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт. Наиболее сильное влияние на развитие социологии культуры оказали К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, М. Мид, Б. Малиновский и др. Сама культура в данной дисциплине рассматривается не столько с содержательной, сколько с функциональной точки зрения. Социология культуры исследует функции культуры в человеческом обществе. Среди них можно назвать педагогическую (роль культуры в воспитании людей); ценностно-ориентирующую, или аксиологическую, функцию (ориентация человека на определенную систему ценностей); коммуникативную (культура как необходимая предпосылка общения между людьми, обмена информацией) и др.

Что касается содержания и истории культурных явлений - им социология культуры уделяет достаточно мало внимания, поскольку они интересуют ее в основном как способ упорядочивания регуляции социальных отношений. К примеру, нормы морали, права, религиозные заповеди дают возможность смягчить противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов, которые могли бы разрешиться насильственным путем. Однако надо отметить, что культуре не всегда удается выполнять свои регулирующие функции, особенно в эпоху войн, революций, междоусобиц: в такие периоды и сама культура переживает кризис и меняет свои формы. Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества (классы, сословия, группы), и эта социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на "общественной лестнице" выше или ниже других людей. Общественные группы отличны друг от друга не только своими экономическими или политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей: самосознанием и самооценкой, идеологией данной группы, обычаями, традициями, нормами поведения, способами проведения досуга, использованием характерных слов и выражений, манерой одеваться, предпочтениями в искусстве и т.п. Подобные различия становятся импульсом к формированию субкультур, т.е. обусловленных социальными различиями частных форм культуры. Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, сколько возрастными (молодежная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств). Социология культуры изучает элитарную субкультуру (культуру "верхов" общества), субкультуры "среднего класса", субкультуры социальных "низов". Среди наиболее интересных для социологов субкультур можно назвать маргинальные. Их формирование происходит от людей, занимающих "промежуточное", "пограничное" общественное положение. Эти люди не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах, поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных норм и ценностей. Обычно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, а с недавних пор к ним можно причислить и антиглобалистов, и бритоголовых (скинхедов), и представителей отдельных направлений панк-культуры, и т.п. С социологической и культурологической точек зрения интересен процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоев общества (авангардистское искусство, рок-культура). Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес.

Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации - экономикой, политикой, наукой, образованием и др. С этой целью ученые ввели понятие "социокультурная система", которое позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием "социокультурная система", можно выделить различные типы этих систем в истории человечества. В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний.

Культурология изучает формирование, существование и изменчивость культуры как целостного явления. В отличие от социологии, изучающей наиболее общие законы динамики и устойчивости форм коллективного существования людей, психологии, исследующей законы психической деятельности, а также этнологии, анализирующей законы формирования национальных особенностей культурного бытия людей, культурология изучает законы порождения ценностно-смыслового содержания социальной жизни человека, тексты, в которых это ОГЛАВЛЕНИЕ манифестируется, и, соответственно, языки (как вербальные, так и невербальные), на которых это ОГЛАВЛЕНИЕ передается от индивида к индивиду, от поколения к поколению. То есть если социология изучает непосредственные формы объединений людей в устойчивые коллективы (социумы, социальные группы) и вопросы взаимодействия между ними, то культурология исследует по преимуществу "тексты", "правила игры", опредмеченные в продуктах человеческой деятельности, зафиксированные в письменных документах или ритуальных формах поведения, в художественных образах, философских выводах и т.п., выраженные на тех или иных "языках культуры" и транслируемые из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обрядов, норм, правил. Другими словами, культурология изучает комплекс нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально-воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта. Взаимодействие вышеперечисленных факторов можно назвать "культурой" в узком смысле слова, подразумевая процесс порождения, функционирования и воспроизводства некоторого набора социальных норм, сплачивающих данный коллектив людей в устойчивое сообщество, задающих его членам необходимые знания и навыки, языки коммуникации и оценочные критерии, правила бытового общежития и нормативного этикета, эталоны социальной адекватности, необходимые для полноценной социальной жизни в данном сообществе.

Поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют определенное историческое происхождение и, как правило, подвержены изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентрируется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, изменчивости принципов и технологий, при помощи которых осуществляется социальная жизнедеятельность сообществ. Это направление в последние годы получило название исторической культурологии. Историческая культурология тесно связана с историей культуры, которая анализирует исторические этапы развития культуры, специфически-исторические и национально-самобытные особенности различных сфер культуры, характерные черты художественных стилей разных эпох как символическое отражение духа эпохи. История культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый запас фактического материала для культурологического познания. Культурология осмысливает этот материал, систематизирует его, моделирует процессы, происходившие в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизации и всего человечества.

Можно выделить несколько аспектов содержания культурологии:

o изучение способов (технологий) осуществления коллективной жизни людей (в отличие от социологии, изучающей главным образом структурные формы коллективной жизни);

o исследование процессов формирования в разных человеческих коллективах комплексов их социально значимых знаний и социального опыта, в совокупности созидающих осмысленную и упорядоченную картину мира, которая отражает специфику исторической судьбы данного сообщества;

o изучение содержания процессов социальной коммуникации и социального функционирования языков этой коммуникации;

o анализ процессов и способов социального воспроизводства общества и личности (межпоколенной трансляции социального и культурного опыта - норм и правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков их обозначения и т.п.).