Культурный проект в стратегии развития территории

Применение деятельностно-средового подхода становится возможным, если организация формулирует свою цель в русле общей стратегии развития территории. Стремясь своими средствами внести вклад в решение конкретной насущной проблемы территории, организация подкрепляет правомерность взгляда на культуру как па инструмент решения социально- экономических задач. Проиллюстрировать возможности деятельностно- средового подхода лучше всего на конкретном примере.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музейно-выставочный центр" г. Находки увидело свою новую роль в решении проблемы утечки населения, остро стоящей перед городом. Для того чтобы удержать население и привлечь новых людей, необходимо было позиционировать город в глазах местных жителей как привлекательное место для жизни, работы, образования и досуга. Музей осознал свои возможности в реализации идеи "музея для территории", в поиске положительных образов города.

Для достижения поставленной цели музей может использовать имеющиеся эстетические и художественные ресурсы, научно-исследовательские этнические и экологические ресурсы, историко-краеведческие ресурсы. Такое разнообразие ресурсов создает почву для инновационных и экспериментальных проектов.

"Первым проектом, в рамках которого было создано нечто новое для территории, стало создание “Палеодеревни”. В 2006 г. у подножия древнего городища появился комплекс, состоящий из шести реконструкций жилищ от каменного века до средневековья. Эта “древняя деревня” расположилась на территории бывшей военной части. В создании комплекса для экспериментов и образовательных интерактивных программ приняли участие ученые, краеведы, подростки (всего 100 человек за летний сезон 2006 г.). За несколько лет своего существования “Палеодеревня” не только не утратила своей актуальности, но и превратилась в популярную в крае музейную площадку для проведения образовательных программ и массовых событий: детского этнического фестиваля “Живой источник”, экологического праздника “День тигра”, “Школы гончара” и многих других. Объект привлекает средства на свое существование из разных источников: бюджетные целевые программы, спонсорские взносы, фанты и собственные заработанные средства. Проект “Палеодеревня” включен в краевую программу развития туризма в Приморье"[1].

Реальным социальным эффектом проекта "Палеодеревня" стали:

активизация образовательной деятельности, направленная на детей и подростков, живущих на территории;

создание привлекательного туристического объекта;

аккумуляция вокруг объекта историко-краеведческих изысканий;

создание новых рабочих мест.

Музейный проект получил высокую оценку администрации города, и вскоре в распоряжение музея были выделены удобные земли на морском побережье, где сосредоточены базы отдыха. По обоюдному согласию музейно-выставочного центра и городской администрации здесь решено создать новый музейный объект, посвященный морской тематике. Объект получил рабочее название "Тихоокеанская легенда".

Вторым проектом стал "Музей морских приключений “Два капитана”", который начал действовать в 2008 г. Идея этого проекта — формирование нового образа Находки как земли первооткрывателей и капитанов. Содержательная часть проекта построена на использовании исторических фактов, связанных с освоением находкинской земли. Находкинский берег стал в свое время отправной точкой знаменитого кругосветного путешествия Федора Конюхова. Находка связана с именами первооткрывателей Николая Муравьева-Амурского и Александра Болтина, известных ученых-гео- графов Владимира Арсеньева и Николая Пржевальского. Уже за первый год существования проекта пустырь на морском побережье у бухты Прогулочная превратился в привлекательную творческую интерактивную зону с экспозицией на морскую тематику в бывшем пустующем ангаре.

"По проекту художника Екатерины Кандыба была сооружена двухэтажная конструкция, по стилистике напоминающая строение корабля: нижняя и верхняя палубы, трапы, люки, шторм-трапы. На двух этажах размести- лисьтематические зоны: “Штурманская”, “Такелажная мастерская”, “Порт”, “Морской учебный центр”, “Водолазная”, “Подводный мир”. В центре всей экспозиционной площади построена сцена, напоминающая палубу судна. Были разработаны новые формы работы с целевыми группами, акцентирующие внимание на семейного посетителя и детско-юношескую аудиторию. Таким образом, в городе появилась необычная музейная площадка — музей морских приключений, в арсенале которого — приключенческая экспозиция на морскую тему".

Следующий проект — "Музей на роликах" — поставил своей целью активное включение посетителей в исследовательскую работу по изучению своей истории. Проект, продолжавшийся с 2010 по 2012 г., был ориентирован на подростков, для привлечения которых в музей была создана интерактивная экспозиция об истории местности "Земля Находка". Подросткам предоставлялась возможность примеривать разные образы для себя, для музея и придумывать будущее для своего города. Ролики, на которые были поставлены экспозиционные боксы, послужили созданию образа мобильности и современности, к которому стремится город Находка. Вместе с включением в экспозицию интерактивных предметов и видеороликов они помогали юным исследователям в самостоятельном изучении своей истории.

Реализация этого проекта послужила открытию Музейной экспериментальной лаборатории. Первым экспериментом стал проект в духе культуры участия "Найди себя в Находке" (см. описание проекта в главе "Историческая память").

Из практического опыта

Коллекционирование устной истории, связанной с возникновением города в послевоенный период, предметов этой истории, — реальный вклад музея в формирование территориальной идентичности местного сообщества.

Целенаправленное движение музея по пути формирования имиджа города привлекло внимание Ассоциации менеджеров культуры, которая провела в Находке проектно-образовательный семинар в рамках проекта "Музейный сувенир" (Museum token). Семинар оказался платформой для дискуссий, где сошлись представители бизнеса, общественных организаций, власти и менеджеры сферы культуры. Целью семинара стала разработка имиджевой программы города Находка и модели ее реализации. Семинар помог наметить возможные перспективы сотрудничества музея с бизнесом, со сферами туризма и образования, очертить новые направления проектной работы, сформулировать новую стратегию музея, в которой существенная роль отводится музейному сувениру. Музейный сувенир предстает в новом ракурсе как важная часть коммуникационной программы с посетителями.

На заметку

Деятельностно-средовой подход в таком, казалось бы, простом прагматическом вопросе, как музейный сувенир, открыл большой спектр возможностей для реального влияния музея на жизнь города.

Прежде всего, к сувениру подошли как к предмету, в котором запечатлен некий образ — символ места. Определили наиболее яркие бренды территории, ее образы-символы (Японское море, реликтовые растения, морские корабли, сопки Браг и Сестра, остров Лисий, багульник, долина драконов, городище, "Палеодеревня", бухты и т.д.), обратились к этническому и историческому фольклору, к его ярким запоминающимся легендам ("Легенда о шторме", "Чепикова Падь", "Легенда о Куань Юне", "Пятачок", "Брат и Сестра", "Золото чжурчжэней"), взяли за образцы экспонаты музея (макет пароходо-корвета "Америка", якорь, штурвал, рында, танкеры, портальный кран, звездный глобус, секстан, серия графических рисунков судов Сибирской флотилии второй половины XIX в., рисунки капитана корвета "Америка" А. А. Болтина), вспомнили всех ярких исторических персонажей.

На основе этого разнообразного материала разработали проект линейки сувениров для Находки и ее округа. Все дальнейшие проекты стали частью муниципальной программы развития города:

на базе Музейно-выставочного центра Находки был создан Национальный ремесленный центр "Народный мастер". Ремесленный центр призван аккумулировать творческую энергию профессионалов и любителей разных направлений декоративно-прикладного творчества, объединить на почве художественного творчества существующие этнические сообщества:

начата работа ремесленных мастерских центра "Народный мастер". Эти мастерские задуманы как главный механизм популяризации национального искусства, народных промыслов и ремесел;

открыт магазин "Народный сувенир" на базе Музейно-выставочного центра Находки, цель которого — популяризация народных промыслов, продвижение уникальных символов и брендов Находки;

создан журнал и видеофильм, продвигающие опыт Находкинского городского округа по работе с мастерами народного творчества;

проводится региональный фестиваль "Ярмарка ремесла".

Действие рождает действие, проект рождает проект. Практическая деятельность по производству и реализации сувениров столкнулась с комплексом проблем, связанных с отсутствием стандартов качества продукции, централизованной системы сбыта продукции, нерентабельностью ремесленного труда, недостатком оригинальных решений, неразвитостью системы маркетинга, низкой культурой презентации ремесленных товаров, превышением спроса над предложением, непрестижностью ремесленного труда.

Поиск решения этих проблем привел музейное сообщество к необходимости создания авторских сувениров и определения целевых групп потребителей ремесленно-сувенирной продукции. Маркетинговые и организационные задачи, связанные с производством и реализацией сувенирной продукции, постепенно находят решение благодаря осуществлению муниципальной программы "Развитие и поддержка ремесленного, декоративно- прикладного творчества в Находкинском городском округе", включающей:

формирование при Музейно-выставочном центре г. Находки объединения-клуба "Народный мастер" (в его составе уже 25 мастеров);

ежегодное проведение фотовыставки национальных культур в МВЦ Находки;

проведение в музее воскресных мастер-классов по прикладному творчеству членами клуба "Народный мастер", куда приходят взрослые и дети (здесь попутно решаются новые проблемы, связанные с теснотой помещений, недостатком оборудования и освещения);

модернизацию музейного художественного салона (сувенирная продукция местных мастеров находит все больший спрос, растет интерес к народному наследию);

формирование при музее сообщества, пропагандирующего этническое образование среди молодежи;

проведение в "Палеодеревне" детского этнического фестиваля "Живой источник", популяризирующего народную культуру Приморья, в том числе национальные ремесла;

финансирование мероприятий, служащих развитию традиций народного ремесла Приморья.

Важно запомнить!

Система продуманных действий, заданная деятельностно-средовым подходом, зачастую приводит к, казалось бы, неожиданным сюрпризам. В случае успеха проекта он становится популярным не только у местного населения, но и за пределами края. Музейный проект становится визитной карточкой, по которой узнают город, рождается бренд города.

Формирование сетей связей: возникли горизонтальные связи музей — образование, музей — бизнес, музей — туризм; создание журнала и видеофильма будет способствовать продвижению опыта Находкинского городского округа по работе с мастерами народного творчества и развитию горизонтальных связей.

Изучая опыт подобных проектов, можно сделать вывод о том, что деятельностно-средовой подход в проектной деятельности учреждений культуры является по своей сути стратегическим инструментом преобразования культурной среды и наращивания собственного потенциала в этой среде. Он служит эффективному объединению усилий менеджмента высшего и среднего звена, работает одновременно на улучшение качества городской среды, повышение уровня стандартов учреждения культуры, усиление позиций местной экономики и сплочение местного социума.