Лекция 14. Культурные символы

Культурные символы региона — огромный потенциал, ценность которого пока еще далеко не осознана в должной степени и который не задействован в полной мере в культурной политике регионов. Культурные символы могут быть использованы по меньшей мере в двух направлениях кулуарной политики:

в парадигме инструментальной роли культуры — как инструмент позиционирования региона на конкурентном рынке среди других регионов;

в парадигме социализирующей роли культуры — как ценностно-ориентационный, идентификационный фактор, имеющий влияние внутри самого региона на его жителей, в первую очередь на молодежь.

Культурные символы в парадигме инструментальной роли культуры

Россия в настоящее время вступает в такой этап своего развития, когда регионам приходится конкурировать друг с другом. Предметом конкуренции являются инвестиции, транспортные потоки, туристы, экономические, экологические и социокультурные проекты, идеи, информация, специалисты. В этой ситуации на первый план выдвигается имидж региона, т.е. его образ в глазах внешнего наблюдателя, его репутация. Регион оказывается в роли специфического "товара", становится "объектом выбора целевых потребителей: инвесторов (как места размещения капитала), бизнесменов (как места размещения торговых и производственных операций), жителей (как места жительства), работников (как места работы), руководящих деятелей (как места проведения деловых и политических мероприятий), туристов и т.д. Имидж региона может оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на поведение целевых потребителей. Управление имиджем служит повышению конкурентоспособности региона"[1].

Создание благоприятного имиджа требует творческого подхода к экономическим проблемам, интеграции экономических и социокультурных интересов общества. В этой связи приобретают большое значение символические культурные ресурсы региона. Это локальные эксклюзивные отличия, выделяющие его на фоне других регионов, делающие его узнаваемым, привлекающие к нему внимание.

Культурные символы в парадигме социализирующей роли культуры

Разноречивые процессы, происходящие в России, затрагивают интересы всего общества, способствуют его расслоению по признаку материальной обеспеченности. Это вызывает острый и болезненный духовный кризис, усугубляемый ломкой общественных идеалов, затрудняет культурную преемственность поколений. Молодежь оказывается в этих процессах наиболее уязвимой. Находясь в ситуации жизненного самоопределения и испытывая прессинг со стороны различных политических сил, информационных источников, навязывающих бездумно потребительский образ жизни, молодежь нуждается в четких духовно-нравственных ориентирах. При этом социальная дифференциация молодежи, вызванная неравным доступом к образованию (во многих случаях платному), ограничивает ее доступ к культурным ценностям. Понижается социально-экономический статус молодежи, растет безработица. Все это способствует росту деструктивных реакций в складывающихся жизненных ситуациях.

"Глубинным социокультурным фактором, порождающим эти проблемы, является кризис идентичности, который на персональном уровне переживается как разрыв связей человека с миром, проявляющийся в слабой включенности в социально-культурные институты, нигилизме в отношении к прошлому и отсутствии образа будущего, неспособности адекватно осмыслять жизненные проблемы и самоопределяться в духовно-нравственной плоскости, и прежде всего в координатах добра и зла".

Преодоление кризиса идентичности — проблема, которая может и должна решаться средствами региональной культурной политики, поскольку именно конкретная территория — город, село, регион — в культурном плане является духовно-культурной общностью, средой "общественного бытия", формирующей человеческую индивидуальность.

Культурные символы представляют собой мощный воспитательный, ценностно-образующий ресурс региональной культурной политики. Для его полноценного использования в преодолении кризиса идентичности необходимо решить две насущные задачи:

выявить идентификационную составляющую культурно-символического потенциала региона;

помочь актуализации этой составляющей в социально-культурной среде региона.

Вопросы практики

В практике учреждений образования и культуры имеющийся в регионе духовно-символический потенциал культуры используется недостаточно или не используется совсем. Данная проблема, если ее не решать, имеет свойство углубляться все дальше: это связано с общими тенденциями глобализации и унификации образа жизни.

Региональная культурная политика должна выработать механизмы, которые могли бы помочь ее решить.

Такими механизмами являются:

фиксация базовых жизненных смыслов и ценностей ("Родина", "родная речь", "Отечество", "мать-земля", "любовь", "семья", "домашний очаг") в культурно-развивающих программах региона, культурно-просветительной работе музеев, библиотек, домов культуры, в произведениях литературы и искусства, в образовательных программах для детей и молодежи;

интеграция знаний и представлений о прошлом, являющихся неотъемлемой частью процесса формирования личности и коллективной памяти, в образовательном процессе, в разнообразных формах работы с детьми и молодежью;

стимулирование и поддержка профессиональных и добровольческих краеведческих исследований;

консолидация регионального сообщества;

формирование и позиционирование привлекательного образа территории, способствование определению места данного региона в современной России;

обеспечение конструктивного характера межкультурного диалога на межрегиональном и межличностном уровнях.

Идентификационная роль культурных символов связана со способностью символа налаживать коммуникацию между людьми, объединять их: "сопрягая" предмет и смысл, символ одновременно "сопрягает и людей, полюбивших и понявших этот смысл"[2].