Культурные различия в эмоциональной сфере

Ранее мы уже говорили о том, что фундаментальные эмоции носят универсальный характер и проявляются одинаково в большинстве культур (см. разд. "Проблема специфичности эмоций"). Однако существуют значительные вариации, во-первых, в конвенциональной части выражения эмоций, во-вторых, в интенсивности экспрессии и, в-третьих, в выражении так называемых сложных эмоций. Наконец, в настоящее время установлено, что и само переживание эмоций оказывается в значительной степени зависимым от культуры.

Жестикуляция является наиболее сильно варьирующим от культуры к культуре компонентом выражения эмоций. Конвенциональные жесты представляют собой практически независимую от физиологических универсалий знаковую систему, поэтому жесты, которые однозначно интерпретируются внутри одной культуры, совершенно непонятны в другой. Например, С). Клинеберг (С). Klineberg, 1937) проанализировал описания выражения различных эмоциональных состояний в китайской литературе. Как вы думаете, что может означать такая фраза: "Он поджал ногу и замер, стоя па одной ноге"? Или: "Он громко вскричал хо-хо!"? Или вовсе: "Он стал царапать мочки своих ушей и щеки"? Оказывается, подобная жестикуляция дает читателю-китайцу понять, что герой повести соответственно удивлен, зол и испытывает радость. Отсутствие сколько-нибудь очевидных коррелятов между национально специфичными языками жестов и поз (почему в Болгарии покачивание головой из стороны в сторону значит "да", а для всех остальных европейцев – "нет"?!) приводит к необходимости создания специальных "словарей".

Дж. Рассел (1991) указывает, что не все языки имеют термин, сходный по значению со словом "эмоция". Например, его нет у таитян и у народности ифалук из Микронезии. Значительно различаются и национальные эмоциональные лексиконы. В английском языке ист понятия, соответствующего русскому слову "злорадство", а понятиям "ужас", "кошмар", "опасение", "робость", "страх", "стыд" на языке австралийских аборигенов соответствует одно слово "гуракади". М. Коул (1998) указывает, что жители острова Таити нс имеют термина, обозначающего состояние гнева. В свою очередь антропологи фиксируют наличие специфичных для локальных культур эмоциональных состояний, которым нет аналогов в других сообществах. Например, "латах" в Малайзии обозначает страх, проявляющийся в копировании слов и жестов других людей; "амок" в Малайзии, на Филиппинах, в Африке – кратковременное бешенство с помутнением рассудка. В Японии "цуми" – это вина за причинение боли родителям, "амаи" – желание полагаться на благожелательность другого, приятная зависимость. Трудно поверить, но "любовь" в Китае – отрицательная эмоция! Таким образом, даже относительно фундаментальных эмоций, существование которых признается большинством ученых, трудно установить полную аналогию для различных культур.

П. Экман и В. Фризен предложили учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях. Для подтверждения роли культурных правил в выражении эмоции в 1972 г. ими был проведен остроумный эксперимент. Американским и японским испытуемым демонстрировались фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное ОГЛАВЛЕНИЕ. В том случае, когда испытуемые просматривали фрагменты в одиночку, их мимические проявления можно было описать как универсальные. Однако положение менялось, когда в помещение заходил старший но возрасту экспериментатор. Американцы проявляли негативные эмоции (отвращение, страх, грусть, гнев) так же свободно, как и прежде, а вот все японцы улыбались. При этом их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию, как в наблюдениях Д. Ричи, о чем свидетельствовали другие вегетативные проявления и данные самоотчета. Следовательно, выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически детерминированных факторов выражения фундаментальных эмоций и специфических для данной культуры правил. Д. Мацумото с коллегами (D. Matsumoto) в 1998 г. провел опрос жителей Японии, России, Южной Кореи и США. Респондентов спрашивали, что бы они сделали, если бы им пришлось пережить одну из эмоций в различных социальных ситуациях. Представители всех культур (правда, в разном соотношении) говорили, что могут: 1) выразить эмоцию без изменения; 2) ослабить выражение эмоции; 3) преувеличить выражение эмоции; 4) маскировать истинную эмоцию с помощью выражения другой эмоции; 5) улыбнуться; 6) постараться сохранить нейтральное лицо. На основании данного перечня "манипуляций" с естественным выражением эмоций была создана двухфакторная модель выражения эмоций (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Двухфакторная модель выражения эмоций под влиянием культурных правил

Очевидно, что конкретный способ трансформации эмоции будет зависеть от господствующего в данной культуре образца выражения эмоций. Например, в коллективистских азиатских культурах, где открытая агрессия в межличностных отношениях табуирована (подробнее см. гл. 11), будет наблюдаться ослабление или маскировка негативных эмоций. Наоборот, в индивидуалистических культурах Запада, где уместно выражать негативные эмоции в кругу "своих", экспрессия такого рода будет оставлена без изменений. Однако, несмотря на "приглушенную" экспрессивность в ряде культур и подчеркнутую – в других, в целом при восприятии эмоций окружающих люди склонны ориентироваться на правило: чем ярче выражение, тем сильнее вызывающая его эмоция. В связи с этим наблюдается интересный эффект в межкультурном взаимодействии. В широкомасштабном исследовании К. Шерера было выяснено, что, по данным самоотчетов, жители Востока испытывают эмоциональные состояния чаще, чем американцы или европейцы, но за счет экспрессивной сдержанности восточных стран их жители приписывали большую эмоциональность американцам и европейцам. Другими словами, тот факт, что люди западных культур бурно выражают средние по интенсивности эмоции, а люди Востока скрывают даже крайне интенсивные эмоции, ведет к ошибкам в оценке их истинного состояния представителями иных культур. С другой стороны, традиция культурного запрета на демонстрацию негативных чувств привела к тому, что, действительно, в эмоциональном репертуаре американцев и европейцев гнев представлен более широко, чем у японцев.

Мозг и эмоции

Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. С одной стороны, эмоции – это одна из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой стороны, они неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностью. Поэтому как старые, так и новые отделы мозга вовлечены в порождение, переживание и выражение эмоций.

Исходная трехуровневая модель взаимодействия различных отделов мозга в переработке эмоциональной информации была предложена в 1959 г. Ее автор, Дж. Хьюлингз-Джексон (J. Hughlings-Jakson), считал, что простые рефлекторные нервные пути связывают органы чувств с гипоталамусом, а тот, в свою очередь, находится под контролем областей коры головного мозга. Низшие уровни отвечают за возникновение физиологических коррелятов эмоций, а корковые – за переживание и анализ эмоциональных состояний.

В настоящее время накоплено достаточно данных, проясняющих роль как высших, так и низших мозговых структур в переработке эмоциогенной информации. В частности, установлено, что кора правого полушария мозга тесно связана с переработкой эмоциональной экспрессии, а кора левого полушария играет лишь незначительную роль в анализе эмоциональной составляющей визуальной информации. Так, эксперименты Э. Штрауса и М. Московича показывают, что если проецировать изображения выразительных лиц изолированно в правое или левое поле зрение, то результаты распознавания окажутся значительно лучше в левом поле (Е. Strauss, М. Moscovich, 1981). Данный факт связан с тем, что информация, которая проецируется в поле зрения левого глаза, поступает в правое полушарие, а информация, которая проецируется в поле зрения правого глаза, – в левое.

Если в распознавании эмоциональной информации главную роль играет боковая область коры правого большого полушария мозга, то для переживания и выражения эмоций значимы лобные области коры обоих полушарий. Существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций – лобных долей коры правого полушария. В исследовании Б. Шиффа и М. Ламона произвольное сжатие мышц левой половины лица (сигналы в правое полушарие) вызывали у испытуемых эмоции печали, а сжатие мышц правой стороны лица (сигналы в левое полушарие) – ощущение радости и уверенности в себе (В. Schiff, М. Lamon, 1994). Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный разговор, сделайте психологическую зарядку: интенсивно подмигните правым глазом, и плохого настроения – как не бывало!

Среди нижележащих отделов мозга важную роль в регуляции эмоциональной жизни современные авторы приписывают миндалине – парному органу, который находится в глубине мозга (см. подпараграф 3.4.3). Хирургическое удаление миндалины у подопытных животных вызывает разрушение нормальной эмоциональности. По мнению физиолога Дж. Е. ЛсДу (J. E. LeDoux, 1996), миндалина выполняет роль координатора потоков информации, идущих как от коры, так и от более примитивных структур, и оценивает ее значимость для организма. Таким образом, в современной физиологии происходит конкретизация положений, выдвинутых Кэнноном – Бардом, о наличии "центрального диспетчера", координирующего "тело" и "разум" при управлении эмоциями.