Заключение

Однажды известный теоретик образования Феликс Трофимович Михайлов был нами назван философом образования. Он возразил – философия не может быть прикладной наукой. Философ, конечно, может рассматривать проблемы других наук. Но тогда он должен исходить из содержания и конкретных наработок этой науки или соответствующей общественной практики. В системе образования он прежде всего является деятелем образования. Но при этом может оставаться философом. Тогда его задача – оценить состояние дел, исходя из опыта мировой философской мысли.

Этот, на первый взгляд, чисто терминологический урок имеет фундаментальное значение для понимания роли педагогической психологии в образовании, особенно в плане профессиональной рефлексии сообщества психологов. Все, что оно пытается сделать, обусловлено в основном внутренними условиями системы образования как конкретной общественной практики. Предлагая инновацию, педагоги, психологи, управленцы каждый раз устанавливают новые отношения людей, групп, социальных структур, одновременно поддерживая или разрывая другие ранее уже сложившиеся отношения. В этом проявляется их активное волевое участие в многообразном процессе, насыщенном разнонаправленными желаниями, устремлениями, связями и идеями реально действующих людей.

Это не имеет значение только в том случае, если что-то создается на совершенно пустом месте. Или когда вообще предполагается полная и окончательная замена ныне существующей конгломерации людей, работающих в данной системе. В современных условиях трудно себе представить такое.

Да, мы психологии привносим что-то новое со своей стороны. Но оно приживается только в том случае, если для этого есть предпосылки в самой практике образования. Данные научных теорий и прогнозов, существующие методические наработки, конечно, надо учитывать, но только как один из факторов. Образование отдельного ученика есть результат коллективных усилий участников всего образовательного процесса. Главное – увидеть то, что происходит в гуще образования, в момент непосредственного взаимодействия субъектов образования: ученика и учителя; учителя, ученика и родителя; учителя, ученика, родителя и работодателя и т.д. Мы понимаем это явление в той мере, в какой в состоянии оказаться на острие отношений всех этих субъектов. Развивать эти отношения – ответственная задача тех, кто берется прокладывать новые пути в обучении и воспитании подрастающего поколения. Да, есть в практике много уже отжившего, рутинного, но есть и много того, что послужит основой для будущего.

Психологи, педагоги, родители, работодатели должны работать вместе.

Словарь основных терминов

Анализ – выявление существенного в рассматриваемых явлениях.

Андрогиния – высокая степень выраженности как мужских, так и женских качеств; отсутствие чисто выраженных мужских и женских качеств.

Гендер – социальный пол человека; обозначение пола как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения иолов. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности.

Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах анатомический пол служит основой гендера.

Гендерная идентичность – аспект самосознания, отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий и сверхъестественных убеждений.

Гендерная роль – гендерные предписания; дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; основные правила и социальные нормы, содержащие информацию о качествах, свойственных каждому из полов, и приписывающие различные типы поведения в соответствии с биологическим полом. Принятие и усвоение индивидом ГР дает ему гендерную идентичность.

Гендерная стратификация – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными. Подобная стратификация нередко искажалась, и ее часто подчиняли социально-классовой или этнической стратификации. Но ее значение, особенно в качестве системы, отражающей, что представители женского пола оцениваются и вознаграждаются ниже мужского, выделялось социологами, испытывающими влияние феминизма.

Гендерная схема – информация (знания, представления) о нормах поведения, обусловленных полом, представления о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину.

Гендерные стереотипы – один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и фемининном, общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. ГС определяются социокультурной средой и подвержены изменениям, формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу; желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Дискриминация по половому признаку – практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам.

Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л. С. Выготским. Оно характеризует взаимосвязь процессов обучения и развития и фиксирует зависимость развития от обучения ("обучение ведет за собой развитие"), ЗБР определяется ОГЛАВЛЕНИЕм таких задач, которые ребенок в настоящий момент времени может решить лишь в совместной деятельности со взрослым или с другими детьми, но становится способным самостоятельно решать подобные задачи после приобретения опыта совместной деятельности.

Инертность (от лат. inertia "неподвижность, бездеятельность") – понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности нервной системы. Характеризуется трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной, и наоборот.

Квазиисследовательская деятельность – метод развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова), в котором воспроизводят основные элементы научной дискуссии, т.е. того, как ученые излагают и обсуждают результаты своих исследований (метод восхождения от абстрактного к конкретному). В настоящее время используется термин "поисково-исследовательская деятельность школьников", как более расширенное определение метода обучения, построенного с использованием элементов исследовательской деятельности. Оба термина следует отличать от термина "исследовательская деятельность учащихся", которая организуется как аналог подлинно научной, как правило, экспериментальной работы, особенно в области экологического и социологического образования школьников.

Когнитивный конфликт (от лат. cognitio – "знание, познание") – фиксирует столкновение противоречивых представлений об одном и том же предмете познания, развитие противоречий знаний, взглядов, точек зрения, мнений.

Коллективно-распределенная учебная деятельность – такая форма организации совместной учебной деятельности, при которой отдельные операции целостного действия распределяются между разными участниками. Выполняемые участниками совместной деятельности операции носят характер предметных действий при этом раскрывают и моделируют изучаемые понятийные отношения.

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин в рамках данной культуры.

Математическое мышление – вид теоретического мышления, проявляющегося на математическом содержании.

Метапредметные образовательные результаты – результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:

– овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

– умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

– освоение межпредметных понятий.

Моделирование – учебное действие, фиксирующее именно всеобщее отношение объекта и обеспечивающее его дальнейший анализ. ОГЛАВЛЕНИЕ модели фиксирует внутренние характеристики объекта, не наблюдаемые непосредственно.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, в широком понимании – причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Неопределенный тип – слабая степень выраженности как мужских, так и женских качеств.

Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например, цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).

Планирование – умение построить систему действий, являющуюся оптимальной в данных условиях для решения задачи.

Позиционный способ организации совместной деятельности – основан на столкновении разных точек зрения по отношению к решаемой задаче. Интеграция разных позиций, каждая из которых, как правило, несовершенна, позволяет сформировать полноценное представление об объекте изучения.

Пол (биологический) – морфофункциональная характеристика организма, обобщающая все специфические репродуктивные особенности.

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основе которых различаются мужской и женский пол. ПД – фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных.

Половой диморфизм – наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.

Произвольное запоминание – запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика, достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Развивающее обучение (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному русскому языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию. Целью РО является развитие у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). В программах и методическом обеспечении системы изначально заложено единство содержания обучения (теоретические знания в их современном философско-логическом понимании), метода обучения (совместная деятельность учеников и учителя, построенная по типу квазиисследовательской) и развития (формирование у учеников таких способностей, как содержательное обобщение, анализ, рефлексия и планирование, а на предметах эстетического цикла – творческого воображения или фантазии). Учебная деятельность в РО представляет собой решение учениками системы учебных задач. Последовательность этих задач в каждом учебном предмете выстроена в логике изложения и усвоения содержания обучения от абстрактного к конкретному. В процессе решения таких задач ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. На предметах эстетического цикла он осваивает способы творческой деятельности и общения людей в искусстве и литературе.

Рефлексия – умение человека рассматривать основания своих действий, примененные способы решения задач.

Саморегуляция произвольной активности человека – системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей.

Социальная кооперация – одна из форм организации межличностного взаимодействия, которая характеризуется объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Теоретическое мышление – способность человека понимать суть вещей и явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с этой сутью. В конкретной деятельности человека эта способность проявляется во всестороннем анализе условий поставленной задачи, умении планирования действий для ее решения, рефлексии используемого способа решения.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Учебная деятельность. 1. В широком употреблении УД – особая форма активности человека, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. 2. В теоретической концепции развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, внутри которой появляются основные психические новообразования у детей. Наиболее полно это понимание УД реализовано в теории и практике РО. В настоящее время предпринимаются попытки осмыслить перспективы УД в средней общеобразовательной школе, а также и в профессиональном образовании. Цель УД в развивающем обучении – формирование у детей основ теоретического мышления или, более широко, основ теоретического сознания, к сфере приложения которого наряду с наукой относятся экономика, промышленность, искусство, нравственность, религия, право и политика. УД представляет собой решение системы учебных задач, выстроенных в логике усвоения (изложения) теоретического содержания учебного предмета от абстрактного к конкретному.

Учебная задача – в развивающем обучении – задача, которая вынуждает ученика искать, анализировать, применять общий способ решения всех задач данного типа (класса).

Учебное действие – в развивающем обучении – действие, направленное на решение учебной задачи. Можно выделить следующие УД: 1) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого объекта; 2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; 3) преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в "чистом виде" и нахождения общего способа решения задач определенного типа; 4) решение конкретной практической задачи на основе найденного общего способа; 5) проверка найденного общего способа па примере решения или построения системы частных задач; 6) действие контроля – определение того, насколько операция (практическое действие) соответствует совершенной (идеальной) форме выполнения учебного действия; 7) действие оценки – определение возможных границ применимости найденного общего способа. В настоящее время предпринимаются попытки дать более детализированную классификацию УД. Также есть расхождения в определении отдельных УД, особенно в отношении действий контроля и оценки.

Учебное сотрудничество – форма взаимодействия педагога и или группы учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача. Наиболее распространенным способом учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос. Учитывается также различие форм итогового и текущего сотрудничества.

Учебные операции – практические действия, посредством которых осуществляются учебные действия при решении конкретных учебных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования – совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Фемининность – нормативные представления о соматических и психических свойствах и поведении, характерных для женщин в рамках данной культуры.

Эгалитарная теория решения женского вопроса – теория, в основу которой положены принципы фактического равноправия полов в экономической, социальной, политической, семейной сферах, равенства социальных возможностей для самореализации личности.

Эмансипация – освобождение женщины от какой-либо дискриминации, опеки, угнетения и уравнение в правах с мужчиной.