Культурное картирование

Один из инструментов, используемых в стратегическом программировании, — культурное картирование.

Культурное картирование — это "составление карты культурного сектора, которая раскрывает его “широту” и “глубину”, его потребности и возможности, является базой для формирования культурной политики, а также создает предпосылки для интеллектуального вмешательства с целью стимулирования роста и развития сектора"[1]. Карты могут содержать лишь фактическую информацию, могут быть расширены и включать анализ и предложения по развитию сектора в будущем. Характер картирования зависит от потребностей и целей исследования, а также от специфики рынков, которые предполагается освоить.

Сегодня картирование, в отличие от первоначального его значения, понимаемого как создание физической карты, широко используется в различных видах исследовательских практик: в биологии, геологии, физике, социологии, в ландшафтно-морфологических исследованиях. Существуют генетическое, когнитивное, технологическое, культурное, социальное и другие виды картирования.

Все виды картирования, при всем их многообразии, имеют общие задачи: упорядочение, учет и систематизация объектов, выбранных в соответствии с каким-либо принципом, концепцией или эмпирическими данными, объективизация наблюдения за изучаемым объектом, учет факторов, воздействующих па исследуемый объект, а также визуализация, графическая репрезентация данного объекта.

Картирование используется как инструмент классификации, анализа, диагностики и моделирования изучаемых объектов и связанной с ними информации.

Целью картирования могут быть познание, прогнозирование процессов, создание нового продукта, инфраструктуры и т.д.

Достоинствами метода картирования являются упрощенность, условность отображения объекта и вытекающая из этого его легкая "читаемость". Тем не менее с расширением сферы применения этого метода язык карт развивается, приобретая большее смысловое, стилевое и методическое разнообразие. Объектом картирования сегодня выступает любое абстрактное или реальное явление, его статическое или динамическое отображение. "Преимущества карты лежат в метафоричности, а сам процесс картирования представляет собой собственно рисунок образов, представляющих мир вокруг нас. Это позволяет обеспечить легкость понимания конструируемых явлений"[2] .

Все сказанное выше обусловило использование методики картирования в новых междисциплинарных направлениях, например в неогеографии: "гуманистической, гуманитарной географии, основанной на методологии, анализирующей пространство с позиций субъектно-объектных отношений, “чувства места”, стремящейся к интуитивности, выразительности, индивидуальности, абсурдности и (или) художественности"[3].

Усложнение количественных и качественных характеристик культурной среды и необходимость адекватного отображения изменения ее состояний обусловило распространение информационно-графического картирования в социально-культурной сфере. Так, в социальных исследованиях информационно-графические карты используются для воссоздания индивидуальных и коллективных образов, выявления проблем и причинно- следственных связей, прогнозирования какой-либо ситуации. В исследовании социально-культурной среды хорошо зарекомендовал себя метод совещательного картирования — "метод последовательной фиксации различий в позициях экспертов и граждан в процессе консультаций, для понимания социального контекста внедряемых инновации и прогнозирования возможных социальных проблем".

Совещательное картирование делает значимым сам процесс составления карты, при котором карта не только является средством фиксации состояния объекта, но и сама превращается в инструмент проектирования. В таком процессе приобретают первостепенное значение не информация о территории, а различные точки зрения разработчиков карты, их индивидуальное понимание особенностей территории, ее проблем и возможностей. Главное преимущество такого метода картирования заключается в том, что он позволяет увидеть проблемы территории "снизу", а не "сверху". Карта при этом становится инструментом коммуникации между экспертами-проектировщиками, общественными деятелями и жителями территории.

Методика культурного картирования — "одна из наиболее показательных методик социального картирования проектного типа — представляет собой составление карты творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. Она представляет собой аудит ресурсов и потребностей территории с помощью анализа материального и субъектного поля культуры (resource mapping), а также анализ нематериального символического пространства (identity mapping)".

В развитии картирования в последнее время большую роль играют современные компьютерные технологии. Выступая в роли аниматоров, они "оживляют" карты, делая их пространство интерактивным, мобильным, значительно увеличивая их информационную нагрузку. Компьютерные технологии делают разнообразные по назначению карты широко доступными, что уже само по себе создает потенциальные возможности влияния карт на динамические процессы в обществе через их осмысление и стимулирование.